search
main
0

Антипод металла Химия для гуманитариев? Просто и надежно!

Издательство “Просвещение” представляет новый учебный курс химии авторов Р.Г. Ивановой, А.А. Кавериной и др., предназначенный для общеобразовательных школ. Этот курс должен понравиться прежде всего ученикам и учителям классов гуманитарного профиля.

Идеи, заложенные в основу курса, конечно, не являются новыми и оригинальными. Однако их удачное сочетание поможет школьникам создать целостную картину окружающего мира, провести логические параллели между блоками знаний, полученных на занятиях по разным предметам:
– единство веществ природы, их генетическая связь;
– зависимость свойств веществ от их состава и строения;
– применение веществ, исходя из их свойств;
– управляющая функция объективных законов природы в отношении химических реакций, особенностей их протекания;
– развитие науки под влиянием требований практики, а также влияние науки на успех практики;
– направленность химической технологии на решение экологических проблем и т.д.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю в каждом классе. В 10-м классе изучаются металлы и общие научные принципы химического производства, в 11-м ≈ органическая химия с обобщением знаний по неорганической химии.
Но давайте рассмотрим для примера хотя бы одну из книг, чтобы иметь некоторое представление обо всем курсе ≈ учебник “Химия: 10 класс”.
В учебнике рассматривается материал о металлах и промышленных способах получения важнейших неорганических веществ, а также об экологических проблемах, связанных с нарушением природного равновесия веществ и химических процессов. Несомненно, усвоить эту информацию без опорных знаний о Периодическом законе и системе химических элементов Д.И. Менделеева крайне сложно. Поэтому весьма отрадно, что повторению этой темы отводится целых 15 (!) страниц. В краткой конспективной форме ученикам даны сведения о строении атома и общих характеристиках неметаллов на основе их положения в Периодической таблице. Разумеется, после этого новый материал будет восприниматься гораздо более глубоко.
Тем более что написан учебник очень простым языком, без чрезмерных химических заумностей, которые испокон века отвращают школьников от предмета. Авторы пожертвовали ради этого многим: изъяли некоторые термины, сложные по произношению и второстепенные по значению, в ряде случаев ограничились ссылками на дополнительные источники, из которых заинтересованные школьники могли бы получить дополнительную информацию. С целью развития живого интереса к предмету в конце книги введен специальный раздел “Для любознательных”. Откуда еще, например, десятиклассник смог бы узнать, что истинной причиной гибели антарктической экспедиции Скотта было банальное превращение одной аллотропной модификации олова в другую? Здесь также даны полезные советы: какими способами можно собрать разлитую ртуть, как с помощью нитрата серебра вызвать дождь и др.
Лирика в учебнике гармонично сочетается с изучением свойств металлов (в частности металлического блеска):
Глядел я, стоя над Невою,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.
(Ф.Тютчев)
А четверостишие Шекспира “Как сохранить дыханье розы алой, Когда осада тяжкая времен Незыблемые сокрушает скалы И рушит бронзу статуй и колонн?” может стать великолепным эпиграфом к уроку “Коррозия металлов. Способы борьбы с нею”.
Правильно поставленная проблема, грамотно заданный вопрос может привлечь внимание даже самого пассивного ученика. Например: “Правило туристов: пустые консервные банки бросать в костер. Дайте обоснование этому правилу”. Или: “Почему в алюминиевых сосудах можно хранить воду, но нельзя хранить квашеную капусту, фруктовые соки?”. Таких заданий ≈ множество. Кроме того, в учебнике приведены рисунки и описания различных зрелищных опытов, которые не оставят равнодушным ни одного школьника ≈ горение термитной смеси, взаимодействие магния с парами воды, получение водорода из обыкновенной воды при помощи алюминия или железа и др.
Нельзя не отметить экологическую направленность изложенных в учебнике тем. Параллельно с основными данными о свойствах элементов и их соединений, а также условиях протекания реакций даются сведения, которые необходимо знать каждому цивилизованному человеку: чем вреден этилированный бензин, какую роковую роль играют микроорганизмы в превращениях ртутьсодержащих отходов химического производства, к каким последствиям приводит посыпание дорог солью. Но самое главное здесь, на мой взгляд, что параллельно с рассмотрением экологических проблем химического производства авторы стараются дать рекомендации, как выйти из этого порочного круга. И школьники наряду с основами химической технологии усваивают элементарные правила и принципы охраны природы.
Даже при беглом просмотре книги в глаза бросается одна отличительная черта: краткость изложения. Возможно, это лишь только кажется, так как слишком уж укоренилась в нас мысль, что в 10 – 11-х классах уровень преподнесения и объем материала должны быть заметно выше, чем в 9-м классе. Мы привыкли: не способные и не желающие воспринимать такой уровень предмета должны отсеиваться “на подходах”. Потому-то так необычно воспринимаются попытки настолько упростить материал, что в иные времена могло бы показаться, будто написан он для детей 13 – 14 лет, а не для десятиклассников. Наверное, с этим нужно смириться, ссылаясь на современные избирательные подходы к обучению предметам, гуманное отношение к перегруженным детям и катастрофическое ухудшение их здоровья.
Кстати, попытки упростить материал иногда выглядят довольно курьезно. Например, когда параграф, изучаемый десятиклассниками в конце года, начинается с такого определения: “Обобщение ≈ это мысленное выделение каких-нибудь свойств определенного класса предметов, мысленный переход от частного к общему”. И далее идет разъяснение (наконец-то!) истинного значения слова “неметалл”: “Это понятие появилось как антипод понятия “металл”. (В сочетании с частицей “не” в русском языке образуются слова со значением противопоставления.)”.
Иногда кажется, что приведенная этимология какого-нибудь термина сделает материал гораздо более понятным и доступным. Но тогда уж надо быть последовательным. И если авторы приводят немецкую природу слова “флюс”, старославянскую – слова “домна” и санскритский корень у слова “железо”, то почему остались обделенными десятки других, не менее важных терминов ≈ шлак, амальгама, агломерация и т.п.? Ведь если книга рассчитана на гуманитариев, это более чем уместно. Но тогда нужно простить и некоторые химические корявости и ошибки (“натрий становится жидким в закипающей воде”, “HClO3 – хлорная кислота”, “бериллиевые бронзы превосходят по прочности все известные сплавы” и т.д.).
Однако не будем делать поспешные выводы. Если мы провозглашаем дифференцированный подход к обучению, тогда мы должны согласиться, что могут иметь место и дифференцированные учебники, одни – для среднего уровня, другие – для углубленного. Поэтому каждый учитель вправе решать, на какой учебник делать ставку, исходя из возможностей своих учеников. Очень рекомендую иметь в своем арсенале как можно больше самых разных пособий. И данный учебник – в частности.
Наш адрес: 127521, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.
Тел.: (095) 289-14-05.
Факс: (095) 200-42-66
E-mail: prosv@online.ru
Http: www.prosv.ru
Книга – почтой: тел.:
(095) 289-50-26
Магазин “Книги “Просвещения”: 127, Москва, ул. Октябрьская, 89,
тел.: (095) 289-44-44, 289-60-44,
факсы: (095) 289-60-26,
289-62-35
Вадим МЕЛЕШКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте