Помогите отстоять школу! С этого не такого уж редкого в наши дни крика о помощи начиналось коллективное письмо в редакцию «УГ» жителей подмосковного поселка Малаховка. Сообщалось, что уникальному заведению, которое сто лет назад открывалось как первая сельская гимназия в России, грозит закрытие. По этому поводу в поселке планируется массовый митинг несогласных.
Строки из письма возмущенных жителей поселка кружились перед моими глазами, пока электричка неспешно катила в поселок. К письму прилагались и другие документы. В прошлом году малаховская школа №48 отпраздновала свое столетие. Вспоминали известного писателя Николая Телешова и земского врача Михаила Леоненко, по инициативе которых и была открыта гимназия.
Впрочем, не только богатая столетняя история подмосковной школы послужила причиной того, что я не раздумывала долго, ехать или нет. Уж очень хотелось узнать, а может ли общественное мнение что-то изменить в судьбе школы-долгожительницы? Есть ли смысл в проведении митингов протеста? Ведь есть немало примеров, коль власти решили, то…
Еще до входа в школьный двор я увидела многочисленные группы взрослых, идущих в одном направлении, так что ошибиться было нельзя, да и ориентир верный – здание школы находится недалеко от управы поселка.
И действительно, как сообщалось в обширном послании, школьное здание внушительное, основательное, привольно раскинулось среди вековых деревьев. В те далекие времена позаботились его строители даже о подъездах к крыльцу (мы теперь их называем пандусами). С двух сторон к старинным ступеням идет удобный спуск – так и представляешь конные экипажи, доставляющие гимназистов и гимназисток (здесь было сразу введено совместное обучение) к парадному входу. Есть и несколько выходов прямо из здания в сад с противоположной стороны. Впрочем, обо всех секретах старого строения я узнаю уже позже. А пока интересуюсь у двух оживленно беседующих о чем-то женщин: «Когда все начнется?»
– Да уже два месяца, как началось, – бойко отвечает мама, возле которой крутится розовощекий резвый малыш. – Вот думаем, куда теперь детей определять. Я уже в Раменское ездила, смотрела школу. Нет, наша мне нравится больше – она уютная, домашняя и в то же время, как бы сказать, величественная. Потолки метров пять, лепнина. Да и два языка тоже хорошо – английский и немецкий, меня школа устраивает.
– Будем бороться за школу! – делает энергичный жест рукой соседка словоохотливой мамаши. – Вот нас сколько! Неужели власти с нами не посчитаются?
Размах ее рук, конечно, впечатляет. Народу, действительно, немало собралось, а ведь середина рабочего дня. Такая активность радует, как и то, что желающих высказать наболевшее предостаточно.
– Из-за чего сыр-бор разгорелся? – вступает в разговор один из мужчин, как потом выясняется, активист общественного совета школы.
Я узнаю от обстоятельного собеседника, что угроза закрытия школы возникла несколько месяцев назад после проверки состояния противопожарной безопасности. Тогда государственная инспекция выявила недостатки в состоянии школьного здания и предложила устранить их в течение 15 дней. В противном случае деятельность школы будет приостановлена.
Но разве можно все исправить в такой короткий срок? – удивляюсь я. В ответ слышу, что администрация и учителя не запаниковали, перед родителями были поставлены четкие задачи: будем школу сохранять. Значит, нужно исправлять недостатки – те, которые по силам. Расчистить завалы, чтобы освободить запасные выходы, заняться подготовкой стен к окраске (масляную необходимо было заменить на водоэмульсионную). Но родители, зная на чужом опыте о неблагоприятных исходах сложившейся ситуации, создали боевой комитет по спасению школы. Он-то и занялся подготовкой общественного мнения. Пока мы разговаривали, на крыльце школы появилась внушительная делегация. Начальник Управления образования Люберецкого района Галина Павловна Тимодиева, глава городского поселения Малаховка Александр Николаевич Автаев, директор школы Валентина Сергеевна Катаева. Услышанное из их уст можно смело отнести к разряду самых радостных вестей, слышанных когда-либо на подобных митингах. Ни о каком закрытии школы-юбилярши сегодня не идет речи. Все вопросы решаются и будут решены, выделены средства для устранения недостатков. Так что, дорогие родители, спасибо вам за активность и неравнодушие, можете быть спокойны за судьбы своих детей…
Значит, усилия родителей, их добровольная помощь школе возымели свое действие. Или я ошибаюсь, выдавая желаемое за действительное?
– Ну что вы, без родителей мы никуда, – обнадежила директор Валентина Сергеевна. – Проблемы сообща обсуждаем, вместе ищем решение. Они наши первые союзники. Очень сильный у нас совет школы. Вот представьте, получаю я предписание из 11 пунктов. С пожарным надзором не поспоришь – надо их требования выполнять. Вы знаете, может, я выскажу мысль, которая многим директорам не понравится, но мне кажется хорошим знаком, что от нас требуют исполнения закона в полном объеме. И наши уговоры – мол, нет средств, – простите, не проходят. Везде бы так исполняли закон. Речь же идет о безопасности детей, и нельзя жить по принципу: авось сойдет. Хотя меня, наверное, не поддержат многие…
Сомнения директора не беспочвенны. Представьте себе, что, к примеру, для устранения одного из пунктов требуется в кратчайший срок перекрасить около десяти тысяч квадратных метров стен. Предписывалась и замена дверей, полов, приведение в порядок помещений цокольного этажа. Надо сказать, что Валентина Сергеевна Катаева – директор-новичок, хотя в этой школе отработала тридцать лет, но возглавляет коллектив всего несколько месяцев. И вот такое боевое крещение она получает уже в первые дни нового года…
– Ничего, выдержим, – улыбается она. – В испытаниях проявляются все лучшие качества в людях. Первый суд у нас прошел 15 января, решение пожарных осталось в силе, на очереди второй суд… Стучимся во все двери. Огромную роль в благоприятном для нас исходе дела сыграла глава администрации Люберецкого района Ирина Геннадьевна Назарьева. Она собрала согласительную комиссию – кто и чем может помочь школе. Из фонда главы района было выделено на устранение недостатков полмиллиона рублей. На комиссии разработали подробный план действий. Генеральный директор Малаховского строительного управления, заслуженный строитель России Сергей Петрович Першин произнес тогда знаменательную фразу: «Школе погибнуть не дадим!» Сообща прошлись по всем одиннадцати пунктам. Представители родительской общественности, естественно, не остались в стороне. Уже на следующий день полсотни добровольцев пришли в школу – чем помочь? И работа закипела. Родители стали собирать средства на установку дверей «Антипаника». Это такие «хитрые» двери: сколько ни бейся с замком, не откроешь, а при скоплении людей – распахиваются настежь. Кстати, в Люберецком районе эти дорогие чудо-двери установлены всего в двух школах. Теперь вот в Малаховской появились.
Как говорят, не было бы счастья, да несчастье помогло… На благополучный исход дела в малаховской истории повлияли многие обстоятельства. Во-первых, надо отдать должное энергичному директору, богатой, артистичной натуре, влюбленной в свою родную альма-матер. Такому человеку, поверьте мне, журналисту, повидавшему немало разных директоров, помогать хочется. Она о здании школы целую поэму рассказала – оказывается, столько загадок хранит древняя постройка. Валентина Сергеевна обнаружила недавно одну потайную дверь (опять-таки благодаря расчистке завалов), о существовании которой никто не знал. Удивила меня, показав секрет столетних дубовых дверей (на них установлены особые петли, потому старожилы будут еще не одно столетие функционировать). Во-вторых, в школе коллектив единомышленников, где мудрость и молодость образуют удивительный сплав. Довелось мне побывать на уроке у «старейшины» заведения, заслуженной учительницы РФ, отличника народного образования Анны Давыдовны Викл. Как и обещала директор, уроки немецкого языка – это и театр одного актера, и спектакль, где все ученики – актеры. А энтузиазм организатора спортивной работы в школе, выпускника Академии физической культуры Андрея Петровича Попова, просто завораживает. С каким увлечением рассказывал молодой педагог о планах по оборудованию современного спортзала. С гордостью демонстрировал витрину кубков. Разве у таких педагогов не найдутся помощники?
А в-третьих… Впрочем, читайте начало статьи.
пос. Малаховка, Московская область
Когда верстался номер
В Малаховскую школу пришло радостное известие. Вопрос о закрытии школы окончательно снят с повестки дня. «Установлено, что состояние объектов (помещений и имущества), – гласит решение суда, – позволяет обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности».
Комментарии