search
main
0

Антикризисные меры в отсутствие кризиса

​Министр образования Москвы Исаак Калина рассказал журналистам, какие антикризисные меры были предприняты Департаментом образования в ушедшем учебном году.

В настоящее время у нас нет резкого роста очередей в дошкольные учреждения,  хотя в ней стояли почти  40 тысяч детей. Если бы мы не предприняли  антикризисные меры,  очередь могла бы составлять почти 80 тысяч человек. На сегодня  проблемы, которые  нам предстоит решить в ближайшие два месяца до 1 сентября 2012 года, – это  предоставление практически 337 мест для детей в двух районах города – Куркино и  Ходынка. Но еще раз говорю, это 300 человек, что явно меньше в сравнении  с теми 80 тысячами, которые, если бы не были приняты антикризисные меры, сегодня, к сожалению, были бы у города. Поэтому в какой-то мере мы считаем, что эта задача была решена.Вторая задача, которая тоже явно антикризисная, –  ликвидация «костров 1 апреля». К сожалению, и в 2010, и в 2011 году мы сталкивались с тем, что 1 апреля люди стояли ночами перед школами. Причем самое интересное, что перед разными школами –  и повышенного спроса, и обычными. Люди спешили занять место,  всю ночь перед 1 апреля горели костры.  В этом году, по-моему, город 1 апреля не заметил, потому что когда все нормально,  никто ничего и  не должен  замечать. Сегодня комплектование первых классов давно завершено, есть несколько сотен человек, которые приезжают в город, и  окружные управления образования спокойно всех устраивают в школу.Следующая  очень  сложная задача – борьба с поборами. Не секрет, что самое большое количество обращений по этому поводу было у нас на сайте Департамента образования, во время личных встреч с родителями. Сегодня количество таких обращений резко и объективно  уменьшилось,   это большой и  серьезный результат прошедшего учебного года, тех мер, которые мы принимали. Не скрою, с немалым количеством руководителей образовательных учреждений пришлось расстаться там, где была подтверждена информация о  поборах. Я с удовольствием прочитал анализ в Интернете, когда было написано, что на подарки учителям к выпускному вечеру в Москве, как  оказалось, в этом году  денег собирали меньше, чем в провинции. Думаю, очень хорошо, что мы теперь не рекордсмены по этой позиции. Наверное, этому способствовало решение другой антикризисной задачи –  повышение уровня заработной платы учителей и директоров. Ну не секрет, что год назад  средняя зарплата учителей  по городу была 37 с небольшим тысяч, сегодня она в связи с новой системой колеблется из месяца в месяц, но держится все время на уровне от 52 до 56 тысяч рублей.  Напомню, что у нас  действует правило: если  в пределах 15,1%  от фонда оплаты труда укладывается оплата труда директора  и его заместителей, то  директор может получать зарплату, утроенную по отношению к средней зарплате учителей. Если в школе нормальная структура штатного расписания,  если  администрация не заходит в фонд оплаты труда учителей, то у директора сегодня  нормальная зарплата   (нужно умножит 50 тысяч на три), и мы  не считаем, что она слишком большая, потому что объем работы, ответственность, которая теперь лежит на руководителе образовательного учреждения, точно стоят этих денег.Пятая антикризисная задача, которая, считаю, была решена в этом году практически до конца, – это, конечно, современное оснащение школы. Не секрет, что лет 5 назад, по сути дела, массовых поставок компьютеров в школы Москвы не было. Но начиная с этого учебного года  в школы пошли массовые поставки компьютеров, причем, что нам кажется особо приятным, не только для учеников: сегодня  все учителя-предметники обеспечены за счет бюджета  Москвы персональными ноутбуками, что делает их, а через них и школьников,  активными сторонниками новых форм, новых методов образования. Шестое дело – снижение количества правонарушений среди несовершеннолетних. Я специально не говорю «среди обучающихся», потому что, к нашему стыду, очень большое количество правонарушений   в прошлые годы приходилось на необучающихся детей. То есть я понимаю так, что, поскольку школы критиковали за правонарушения, они старались избавиться от тех детей, которые потенциально эти правонарушения могли совершить. Эти дети нигде не учились и  массово совершали правонарушения. Сегодня у нас количество правонарушений среди необучающихся несовершеннолетних сократилось в 33 раза и  не только и не столько потому, что необучающиеся перестали совершать правонарушения,  сколько потому, что просто необучающихся в этом учебном году становится все меньше и меньше. Новая система финансирования, не скрою, конечно, мотивирует образовательные учреждения ни в коем случае не стремиться избавляться от какого-либо ученика, а стараться все свое педагогическое воздействие использовать полностью. Притом  что в 30 с лишним раз сократилось количество правонарушений среди необучающихся детей, количество правонарушений среди обучающихся, несмотря на значительный рост контингента, не увеличивается и  даже немного уменьшается.Не могу не сказать о седьмой задаче,  решение которой тоже считаю антикризисным,  –  год назад мы столкнулись с  низкой активностью участия общества в управлении, сегодня же активность общества, в том числе через формирующиеся управляющие советы образовательных учреждений, достаточно высока. Каждую первую субботу месяца в 11 часов у нас в актовом зале департамента проходят городские родительские собрания, это стало системой. Очередное родительское собрание  в июле было посвящено работе управляющих советов в образовательных учреждениях.  Активизация участия общества выявила многие вещи, которые раньше были скрыты, соответственно  вместе с  позитивом мы теперь имеем больше  негативных фактов. Но я не считаю, что это плохо, уверен, что это очень хорошо, потому что невыявленный негатив всегда остается негативом,  а  выявленный негатив, к счастью, как правило, все-таки устраняется. Мы будем и далее поддерживать всеми доступными законными методами активизацию участия общества управлением в системе образования.Еще одну задачу обозначу как антикризисную. Это отсутствие объективных данных об учебных результатах очень многих школ. О чем я говорю? Ну, собственно, объективные данные – это данные, конечно, внешние, когда не сама школа говорит, что у нас все замечательные ученики, а когда есть внешнее измерение, внешние результаты. К сожалению, когда мы столкнулись с необходимостью выстраивания рейтинга по учебным результатам, то оказалось, что у очень многих школ никаких этих внешних результатов, кроме обязательного ЕГЭ, вообще-то и нет. Ни участия в олимпиадах на достойном уровне, ни участия в городских диагностиках, которые проводит Московский центр качества образования, по сути дела, не было. И таких школ были просто сотни. В этом учебном году в 5,5 раза увеличились заявки школ на проведение независимой городской диагностики. В полтора раза выросло количество школ, учащиеся которых стали победителями, призерами всероссийской олимпиады от города Москвы. Ну а самое главное – не осталось в городе ни одной школы, чьи  учащиеся не имели бы возможности участия во всероссийской олимпиаде на школьном уровне, что, к сожалению,  было раньше.Появление открытости к внешним измерениям результатов учебной деятельности я считаю одним из главных достижений прошедшего учебного года, потому что сегодня объективная картина результатов работы каждого образовательного учреждения становится все более доступной родителям и, как ни странно, учителям этой школы,  зачастую и учителя не до конца представляли и не могли сравнить свои результаты с результатами других школ. Сегодня возможность получить внешне объективную оценку качества образования в образовательном учреждении, сравнить себя с другими учреждениями стала очень мощным мотивирующим фактором в развитии каждого образовательного учреждения и дает возможность без каких-либо административных воздействий поднимать уровень работы этих образовательных учреждений.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте