Президент Владимир Путин утвердил Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы. Отдельный раздел документа посвящен антикоррупционному просвещению. Так, Минпросвещения России должно продолжить работу по включению в стандарты общего образования и среднего профессионального образования положений, предусматривающих формирование у обучающихся нетерпимого отношения к коррупционному поведению. Минобрнауки России при участии Минпросвещения предстоит утвердить программу по антикоррупционному просвещению населения на 2021-2024 годы, которая должна включать мероприятия для школьников и студентов.
О том, что может сделать школа для формирования у детей нетерпимости к коррупции, размышляют наши эксперты и читатели.
Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям»:
– В школе дети продолжают познавать важнейшие нравственные понятия – справедливость, честность, доверие, уважение. Это само по себе является первым шагом к достижению поставленной цели. Ведь для большинства российских граждан коррупция – синоним несправедливости.
Работу с малышами можно вести через сказки, игры, беседы. Для старших школьников можно проводить деловые игры, моделирующие реальные процессы, например, в строительстве. Итоговый результат зависит от слаженности действий всех игроков, а последствия чьей-то нечестной игры ведут к общему провалу.
Но важно не только объяснить, как поступать не следует. Важно научить, как нужно поступать. Поэтому в школах появляется такой предмет, как проектная деятельность. Это пространство, где подросток не только учится определять цели, договариваться с людьми, искать ресурсы, но и делает первые шаги к практической реализации своего замысла. Уделяется больше внимания финансовой, юридической грамотности, вопросам защиты прав. Ведь часто среди причин коррупционного поведения люди называют отсутствие необходимой информации о своих правах и возможностях. Чем лучше выпускники школ будут ориентироваться в законных способах решения повседневных и деловых задач, тем меньше будет становиться пространство для нарушения закона.
Сергей КОЧЕРЕЖКО, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015, учитель истории и обществознания, Самарская область:
– Убежден, что для начала государственной власти нужно занять принципиальную позицию по этому вопросу. Государственной машине было бы неплохо определиться с тем, как правильно оценивать борьбу с коррупцией в нашей стране: либо как важное и прогрессивное направление внутренней политики, которое нужно повсеместно поощрять, либо как экстремистскую и преступную деятельность, за которую нужно сажать в тюрьму и лишать политических прав. Как обществу следует относиться к представителям социальной группы «коррупционеры»? Могут ли институты гражданского общества, на деятельности которых строится демократия, заниматься расследованием коррупционных скандалов и активно участвовать в борьбе с коррупцией? Или за такую деятельность они будут признаны иностранными агентами, шпионами, экстремистами, запрещенными на территории Российской Федерации? Если в этом вопросе ясную и однозначную позицию не выбрать, то, во-первых, действия государственной машины выглядят весьма противоречиво и местами откровенно комично. Во-вторых, школьный учитель, классный руководитель и вузовский преподаватель, на долю которых выпадает проведение занятий по борьбе с коррупцией, оказываются в положении между молотом и наковальней.
Противоречие первое. С одной стороны, государственная власть ставит перед ними правильную задачу воспитывать в учениках нетерпимость к коррупции, но с другой – та же государственная власть показывает, что в реальности бороться с коррупцией очень опасно для самих борцов. Как быть преподавателю? Самый простой путь: выполнять поставленную задачу формально – на бумаге. Противоречие второе. С одной стороны, педагог должен вести детей «дорогою добра» и борьбы с разъедающей государство и общество коррупцией, но с другой – он не может открыто и честно обсуждать с детьми табуированные властью кейсы об антикоррупционной деятельности институтов гражданского общества из реальной жизни и вынужден будет увиливать от их вопросов. О каком авторитете преподавателя в таком случае может идти речь? А как без этого авторитета вести детей за собой? Опять же выход у педагога один: формальные действия, изображающие активные старания по решению поставленной задачи.
Виктор БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, профессор, академик РАО:
– Если ученики постоянно видят вокруг себя примеры этой самой коррупции, если рядом с ними живут люди, которые явно живут не на одну зарплату, любые разговоры о борьбе с нетрудовыми доходами, взятками и казнокрадством в школе будут пустым звуком. На мой взгляд, было бы куда полезнее приглашать тех, кто реально борется с коррупцией, чтобы они рассказали ученикам о том, чем занимаются. Но для этого должна быть взаимная заинтересованность правоохранительных органов, самой школы, ее администрации и учителей. Хотя есть опасение, что и тут, как во всех других случаях, крайним опять сделают педагога, которого обяжут кого-то приглашать и организовывать встречу.
Эляна НЕБОГИНА, учитель русского языка и литературы Петропавловской школы Петропавловского района, Воронежская область:
– Жизнь устроена так, что практически ежедневно мы стоим перед необходимостью выбора. Задача учителя – доказать ребенку, что этот выбор всегда должен быть в сторону нравственности. Чтобы воспитать антикоррупционное мировоззрение у детей, учитель должен сам понимать вред, причиняемый коррупцией обществу, и владеть хорошей доказательной базой. Здесь очень важно, насколько учитель вооружен методически. Я при планировании воспитательной работы использую широкий спектр учебно-методической литературы. Хочу включить дополнительный материал, направленный на формирование антикоррупционной устойчивости личности, в свою рабочую программу воспитания. Надеюсь, педагогическое сообщество, руководствуясь теми инструментами, которыми владеет профессионально, если не искоренит, то ослабит разрушительную силу коррупции.
Юлия КАПАЛКИНА, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018, учитель математики средней школы №1 ст. Зеленчукской, Карачаево-Черкесская Республика:
– Главное, что могут и должны делать школа и каждый учитель, – честно ставить оценки, не тянуть на липовых тройках из класса в класс, оставлять при необходимости на второй год… Воспитывая ответственность за свои поступки, мы и формируем нетерпимость к безответственности, лицемерию, двурушничеству. Без этого никакой комплекс мероприятий не поможет. Даже самых лучших.
Сергей ЧЕРНЫШОВ, учитель года Брянской области-2015, учитель истории и обществознания, директор школы №58 Брянска:
– Школа должна дать детям систему знаний, обучить навыкам их поиска и систематизации, научить использовать данные на практике. Это главная задача. Антикоррупционная составляющая возможна в школе, где нет необходимости искать средства на ремонт, где учителя могут творить, а не выживать. Я сейчас назначен директором и очень хочу строить такую школу.
Ольга КОРЧАГИНА, преподаватель истории Пермского суворовского военного училища, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015:
– Дети должны знать свои права и уметь их защищать. Тогда и коррупции не будет. А главное – закон должен работать с одинаковой силой по отношению ко всем.
Наталья М., мама восьмиклассника, Великий Новгород:
– Что бы ни делала школа для пропаганды антикоррупционного поведения, ученики не поверят. Потому что дети нетерпимы ко лжи. А школа лжет. Ведь коррупцию в ее чистом виде ребята ежедневно видят в самой школе с первого класса. А близкое знакомство с ней начинается еще раньше, в детском саду. Что такое подарки учителям и воспитателям, на которые принудительно скидываются все родители, если не взятка? Чем является сбор средств на ремонт и иные нужды учреждения образования, если не коррупцией? Цена этим повсеместно принятым поборам и подаркам – хорошее отношение педагогов к твоему ребенку. Не заплатишь – будут относиться плохо. И ребята знают обо всем происходящем от родителей. Уроки коррупции нашими детьми усвоены на «отлично»!
Николай ПОЛОВИНКИН, учитель истории и обществознания темниковской средней школы №1, Мордовия:
– Меры по борьбе с коррупцией должны быть жесткими и последовательными на всех уровнях. Без решительных мер наказания в отношении уголовников-коррупционеров разработка антикоррупционного просвещения в образовательных учреждениях будет носить формальный характер. О коррупции много пишут в СМИ, с увлечением рассказывают в кино и сериалах, говорят на кухнях. Она стала обыденным, распространенным явлением, и это нисколько не удивляет общество. Целое поколение уже выросло в таких условиях, и, на мой взгляд, молодые люди слабо верят в победу над коррупцией.
Комментарии