Мне кажется, многие свершения получаются благодаря мелочам, бытовым, простым особенностям жизни, но правильно понятым. Вот, например, старинная русская школьная традиция пить чай. Ежедневно, долго, по любому поводу.
Каждый учитель сталкивается с желанием налить себе чашку горячего чая. После урока, а иногда вместо него. И конечно, всегда в школе есть твой коллега, у которого и чай, и чашка, и, конечно, чайник уже наготове. Многие из них приносят чайник в числе первых вещей своего школьного обихода, делают важнейшей составляющей учительского рабочего места. Беда только в том, что таких чайных мест – концентров учительского коллектива – в школе несколько и учителя организуются более-менее равномерно вокруг этих очагов домашнего быта в школе. Если, например, химичка ходит пить чай к физику, то 100% она не пойдет пить чай, например, к математикам или учителям начальной школы. И это социальный закон. В результате учителя организованы не по предметным кафедрам, как, например, считает директор или завуч, а по приятным коллективам общечеловеческой дружбы и взаимопомощи. Хотя завуч зачастую сам становится организатором главного школьного чайного клуба, движения чаепития. Неудивительно потом, что самые активные сторонники и участники этого движения имеют самое удобное расписание. С перерывом на чай. Я столкнулся сразу, в первый год своего директорства, с многочисленными островками удивительной чайной культуры и как следствие с полным отсутствием общего школьного диалога, взаимодействия. Молодые учителя, пришедшие в нашу школу, помыкавшись с чашкой, оседали в тех или иных сообществах школьных долгожителей. Но я сам был категорически против. Я сам как директор думал о развитии учительского профессионализма и совершенно не хотел передоверять эту работу кому-либо из профессионалов чайного дела. На помощь пришел завхоз. Когда мы анализировали школьные траты, выяснилось, что расходы на электричество слишком велики. Стали считать, искать причины. Я уцепился за высокий уровень потребления электроэнергии таким простым бытовым прибором, как электрочайник. И мы решили провести чайную контрреволюцию. В школе в учительской обустроили удобное место с большим и удобным нагревателем, кофемашиной и печеньками. Приказом по учреждению ликвидировали сепаратные чайные уголки. Стали объединять людей. Конечно, не все получилось быстро и гладко. Запрет преодолевали, игнорировали, пили чай «контрабандно», но основное ядро коллектива приняло новые правила игры, учителя впервые стали собираться вместе новым для себя сообществом. И вот тогда, как это ни странно, впервые появилась возможность действительно профессионального диалога. Оказалось, что обсуждать успехи или неудачи конкретных учеников гораздо увлекательнее, чем обсуждать сплетни и погоду. Потому что в нашем коллективе были те, кому это нужно – обсуждение качества своей работы. Так что большое начинается часто с малого. С чая в хорошей компании.
Комментарии