Сегодня на всей территории Российской Федерации отмечается нарастание социально-психологической дезадаптации детей. Данные последних лет свидетельствуют о том, что лишь 16 процентов детей школьного возраста могут быть признаны полностью психически здоровыми.
В школьные учреждения поступают до 30 процентов детей, имеющих уже те или иные отклонения в психической и соматической сферах, заканчивают школы с подобными отклонениями до 80 процентов учеников. Тревожит также состояние нервно-психического здоровья школьников, которое наиболее часто проявляется в развитии неврозов, в нарушениях формирования личности и в психосоматических расстройствах. Распространенность последней патологии, по данным многих авторов, колеблется от 14 до 50 процентов. Например, за последние 10 лет рост числа психосоматических вариантов заболевания желудочно-кишечного тракта составил с 75 до 110 на тысячу обследованных детей.
Тесная связь нервно-психических нарушений с психогенными факторами и усложнение социально-психологических условий нашей жизни приводит к большому росту неврозов.
Статфакт
За последние 10-15 лет количество расстройств личности увеличилось в 4,5 раза, а неврозов – в 56 раз. По данным мировой статистики, на долю расстройств личности приходится около 40 процентов от количества всех психических заболеваний, неврозы составляют 47 процентов.
Личностные аномалии – весьма существенная часть нервно-психических расстройств. Общая численность больных, получающих психиатрическую помощь, также увеличилась за последние пять лет в 3,7 раза и составляет сегодня 4,4% населения нашей страны. Таким образом, можно сказать, что в пограничном состоянии сегодня находятся 15-20 миллионов человек. В большинстве своем, как подтверждают исследователи и эксперты Всемирной организации здравоохранения, это дети и молодежь.
Информация
к размышлению
Невротические и неврозоподобные состояния составляют примерно 63 случая на 1000 детей. В нашей стране стойкие психические расстройства наблюдаются у 5-15 процентов детей. Скажем, если привести результаты последних исследований, то из 20 тысяч московских детей до 14 лет у 45 процентов имеется повышенный риск возникновения психических заболеваний. Это очень высокий показатель. По мнению специалистов, опять же тяжелая и выраженная умственная отсталость составляет 4 случая на 1000 человек в возрасте от 10 до 14 лет. До 40 процентов амбулаторных больных детей имеют именно психосоматический диагноз. По данным института социально-политических исследований РАН, число абсолютно здоровых в психическом отношении школьников снижается с 30% в первых трех классах до 16% в 9-11-х классах.
Если говорить о здоровье молодого поколения Санкт-Петербурга, то оно имеет те же печальные тенденции, что и во многих крупных городах России. Наибольшее распространение получили заболевания опорно-двигательного аппарата (это до 42% всех детей; если расшифровать эту цифру, то окажется – 80% детей имеют нарушение осанки; 40% – плоскостопие; искривление позвоночника встречается в 3-10% случаев). На втором месте стоят болезни психоневрологического профиля (35%). Если подвести итоги, то можно сказать, что и здесь доминируют болезни, в развитии которых основную роль играет социально-психологический фактор.
Наибольшую опасность на сегодняшний день представляет захватившая страну наркоманическая эпидемия, которая поражает практически каждого пятого подростка. Известно, что наиболее опасным возрастом начала употребления наркотиков становится школьный возраст до 12-14 лет. Есть еще специфические области и проблемы детского возраста, требующие особого внимания и школьных, и практических психологов. Речь идет о задержках внутриутробного развития, о проблемах детского возраста во внутриутробном развитии, которые в настоящее время стали очень распространенным патологическим состоянием. Показатели по состоянию минимальной мозговой дисфункции у детей колеблются от 20 до 30%. Таким образом, статистика подтверждает: мы имеем огромное количество заболеваний у детей, в патогенезе которых существенную роль играют психологические факторы. Это позволяет нам повысить уровень значимости практических психологов в этой области.
Современный, этап развития психологических и профилактических концепций, который мы сейчас активно пытаемся реализовывать именно в системе образования, нацелен на устранение причин, а не на борьбу со следствием. Во многих работах доказано, что первопричина, дающая, как правило, толчок к развитию различных заболеваний и девиантных форм поведения, обнаруживается именно в психике человека,
Виктор АНАНЬЕВ, заведующий кафедрой клинической психологии Российского государственного педагогического университета имени А.Герцена
Комментарии