Мне кажется, этот год оказался непредсказуемым: уж очень многих удивили собственные результаты экзаменов. Были те, кто готовился несколько дней и получил высокие баллы, и те, кто многие годы работал на результат, а в итоге – рекордно низкие баллы…
С выбором профессии я определилась еще до школы, многое делала для того, чтобы достичь желаемой цели, учеба на факультете мечты казалась такой реальной и одновременно чарующей, недосягаемой вершиной. Спустя нелегкие годы учебы она должна была стать наградой, сладким плодом, вкушаемым с надеждой на светлое будущее.
Однако, на Едином государственном экзамене мне пришлось столкнуться с суровой реальностью. Он настолько усреднен, что уму не поддается! Замечательный детский писатель Корней Чуковский придумал термин «канцелярит», который как нельзя лучше описывает всю процедуру ЕГЭ. Никакого полета фантазии, никаких своих умозаключений на экзамене, например, по русскому языку, литературе и обществознанию показать не получится.
Именно эти предметы были нужны мне для поступления в вуз. Попытавшись вложить душу, а не только заученные факты, я наткнулась на непонимание. Кто-то скажет, мол, нужно было приспособиться, научиться писать по определенному шаблону, сдать, а после выбросить и забыть! Вот только я так не умею, мне хочется показывать себя с разных сторон, писать искренне, проникновенно, потому что нестандартный путь решения задач (гуманитарных, в том числе) имеет право на существование. И ребенок может стать первооткрывателем, научить взрослых терпимости, толерантности, искренности, пониманию, вниманию, умению слушать, слышать, прислушиваться, любить и многому другому, вопреки всеобщему, нередко встречающемуся, мнению. Нужно давать развиваться юным даже в рамках экзамена, а не загонять их в тупик, заставляя мыслить абсолютно шаблонно. Критерии оценивания должны выходить за рамки отчетности и упорядоченности. Особенно творческие задания стоит ценить за идею, постановку проблемы, сюжет, самовыражение…
ЕГЭ испортил мои планы, а я выстраивала их по кирпичику годами. Он изменил мое мнение о возможности быть независимой. Для меня спустя несколько месяцев, госэкзамен остается больной темой. На самом деле будущее современного российского школьника зависит от него очень сильно, и не совсем правильно, что у тебя всего одна попытка… Я обращалась за разъяснениями, помощью – разочаровалась. Опять искала дорогу правды… Одно знаю точно — итоговое испытание очень сильно влияет на тебя, проверяет на прочность, стреляет больно, метко. Считаю, что справилась с этой проверкой, несмотря на баллы.
По поводу окончательного выбора университета, честно говоря, еще не определилась. Жизнь маленького городка необыкновенно увлекательна — некоторые пытаются узнать через общих знакомых о моем решении. Не могу, к сожалению, ни тех, ни других ничем порадовать. Каждый день на «пороховой бочке». Приемная кампания вообще представляет собой колесо, а абитуриенты в ней — белки. Слишком многое размыто, действуешь будто вслепую, хотя данные вроде есть. Неизвестно сколько человек поступает в конкретное учебное заведение, битва за место идет до последней секунды приема документов. Единственный плюс нынешней системы, увиденный мной, — возможность участия в конкурсе сразу на трех направлениях пяти вузов. Минусов пока очень много, перечислить все не представляется возможным. Меня вообще очень разочаровала организация приемной кампании.
Что мне хотелось бы пожелать будущим выпускникам и абитуриентам? По поводу эссе – ориентируйтесь на шаблон ответа, который запрашивают у вас на экзаменах, тогда будет меньше разочарований. По поводу поступления – начните заранее мониторить Интернет-ресурсы, чтобы разработать свою концепцию поступления, и готовьте родственников к тому, что возможен вариант заочного/дистанционного/платного обучения. Если вам не хотят или не могут помочь, продумайте, куда пойдете работать, и копите деньги на поступление задолго до него, ведь всякое может случиться. Кто предупрежден, тот вооружен.
Об авторе:
Анна ШЕЛЕСТОВА – выпускница Суоярвской средней школы 2019 года, Республика Карелия
Комментарии