Когда я была в том возрасте, в котором обычно задумываются над вопросом «Кем я хочу стать?», в моей голове даже мысли не возникало о том, что я буду учителем.
На пороге 11-го класса я решила связать жизнь с иностранным языком (на тот момент немецким). Подготовительные курсы в педагогический институт разожгли мой интерес к иностранным языкам, но будущая специальность по окончании вуза все же смущала. «И в переводчики смогу пойти», – думала тогда я. Не тут-то было: на 3-м курсе нас, студентов-практикантов, «обрадовали» педагогической практикой в 4-м классе. В дальнейшем знание иностранных языков начало приносить свои плоды. Первый опыт объяснения материала по немецкому языку, первые благодарственные слова от учеников и их родителей: «Вот теперь понятно, Анна Сергеевна! А давайте к нам в школу!» «Приятно! – думала я. – Смогла наладить контакт с ребенком, достучаться, донести информацию». Работать с детьми понравилось, а если виден результат, так это просто успех. В руках все карты – два языка!Оглядываясь назад, вспоминаю слова своего одноклассника, когда он узнал, что я поступаю в педагогический институт: «…и будешь сидеть ты в сельской школе с одной зарплатишкой». Сейчас я понимаю, что это все стереотипы, которые сложились из-за ситуации 90-х годов. Учителя того времени, которые уже отработали 40-50 лет в одной сфере, работали почти за идею, и мало кто смог уйти. Сейчас престиж профессии возрастает, но теперь молодежь приходит из-за зарплаты, что обидно. Соответственно из-за этого у администрации складывается картина о ненадобности образовательному учреждению молодого специалиста, и по окончании института в поисках работы я слышала даже такие фразы: «У вас два пути через три года, девушка, – или в декрет, или на фирму. Насмотрелись мы на таких».Лично мое мнение – невозможно заниматься тем, что не нравится, на это не хватит ни моральных, ни физических сил. Работа должна приносить наслаждение и радость, а труд каждого человека должен вносить вклад в развитие города и приносить пользу. По своему небольшому опыту работы я могу сказать, что фальшивых учителей видно сразу, долго они не задерживаются в учреждении, одни и месяца не выдерживают, а другие, поработав однажды учителем, настоящим учителем, остаются в школе. Работают, вживаясь в проблемы учащихся, которые волей-неволей появляются, отдавая все свои знания детям, пусть даже безвозмездно, ведь была попытка донести информацию, но не у всех получается принять, так как надо, уделяя внимание всем и каждому. Без этого всего невозможно будет существовать и жить. Вероятно, поэтому настоящие учителя работают до последнего и, как правило, на одном рабочем месте. Призвание учителя нужно заслужить, если после урока ученик, выходя из кабинета, говорит спасибо с улыбкой на лице, это ведь что-то значит.Общаясь с учащимися разных школ, могу сделать вывод, что и программы у нас всех разные. Одни преподаватели работают только с учебником, не внося своей лепты в процесс, не отходя ни на миллиметр от УМК, другие дают дополнительный материал, приобретают другую литературу, не программную. А следовало бы сделать единый учебно-методический комплекс для всех школ, который смог бы уделить должное внимание всем аспектам языка – фонетике, лексике и грамматике. Иметь право выбора, конечно, важно, но интегрированный и, возможно, базовый курсы учащийся должен изучить. Я полагаю, не стоит их разделять, сейчас уже есть школы, в которых существует разделение на математический, гимназический или обычный, неуглубленный, класс, что очень удобно.Нововведения в государственном образовательном стандарте очень существенные. Вводя такие глобальные изменения, видимо не задумывались о масштабах отражения этих изменений. Учащиеся, поступая в первый класс, не справляются сейчас с домашними заданиями без помощи родителей. Родители в свою очередь в будущем не смогут помочь, так как сами они учились по другим стандартам, где каждый предмет изучался основательно. Не только методику преподавания всех предметов соответственно необходимо будет изменять либо разделять по существующим курсам, но и учебную литературу по предметам, подводя под требования госстандарта. С изменениями в образовании необходимо будет переподготавливать преподавателей. А как будут преподавать один предмет по разным курсам: один педагог или три на каждый курс?! Какие материальные затраты ждут организаторов проекта, чтобы провести все эти изменения, остается только гадать. Вопросов становится все больше и больше, а ответов не находится. Скажем, непонятно, почему нельзя было оставить стандарт таким, каким он был?! Образование нужно совершенствовать, модернизировать (об этом, конечно, написано во ФГОС), а не изменять в корне.Что касается порядка прохождения аттестации педагогических работников, то кто может ответить на вопрос: кому мешала Единая тарификационная сетка? Сколько лет она существовала, и теперь для всех учителей, которые имели с 8-го по 1-й разряд, делают один уровень. Для учителей 8-разрядников это, может, и хорошо, а для тех, кто имел 12-й разряд, это все равно что скатиться вниз по наклонной. Отбор профессионалов, конечно, должен существовать, и я полностью поддерживаю новую аттестационную систему, но не удаление разрядов.Убеждена, что среднее образование должно быть едино и доступно для всех без исключения, преподаватели должны быть квалифицированными в своей специфике, а также подкованными в психологии и педагогике, молодые специалисты после педагогических вузов (и не только) должны быть обязательно трудоустроены. Правительство должно поддерживать и обеспечивать не только среднее, но и дополнительное образование, которое, к сожалению, становится все менее доступным для детей.
Комментарии