Единственный в России музей истории создания противоракетной обороны «Звезды в пустыне» хранит память о героическом труде сотен тысяч наших соотечественников на Балхашском полигоне. В сложных климатических и бытовых условиях казахской пустыни Бетпак-Дала трудились выдающиеся деятели науки, блестящие офицеры-испытатели… Отсюда и название музея.
Идея создания музея, поддержанная коллективом московской школы №1051, принадлежит региональной общественной организации «Ветераны полигона ПРО», которую возглавил активный участник Великой Отечественной войны, доктор технических наук, профессор, автор нескольких научно-технических и художественных книг, наконец, дедушка и прадедушка учеников нашей школы Александр Кулаков.Структура экспозиции – это стенды с фотографиями объектов полигона (площадок и комплексов), основателей испытательной системы, создателей современных образцов вооружения, с характеристиками боевой техники, фотоснимки средств обеспечения испытаний. Фонд музея включает научные, литературные и публицистические труды ветеранов, личные вещи основателей полигона, генеральных и главных конструкторов, а также другие материалы. Экспозицию оживляют сведения по истории выросшего на берегу озера Балхаш наукограда Приозерска, судьба которого неотделима от истории создания противоракетной обороны страны.Тот, кто побывал в нашем музее, не мог не прочитать на одном из стендов воспоминания начальника строительства полигона генерал-майора А.Губенко, который, подводя итоги труда сотен тысяч солдат срочной службы, офицеров и гражданских специалистов, написал: «Вот вспомнил тот сложный и интересный период жизни, надо точку ставить, а я задумался: как сумело государство и общество вырастить такое поколение людей, для которых слова «Родина», «Долг», «Отечество» были, без сомнения, важнее всего?»Если патриот тот, кто на деле любит свое Отечество и предан своему народу, то с людьми, чьи портреты украшают музей, нам повезло! Дети и весь творческий коллектив имеют возможность регулярно общаться с ними – людьми уникальными, образованными и интеллигентными. Содержание речи, внешний вид, манера поведения заметно отличают их. Они действительно достойны подражания. Одним словом – положительные герои, а это в патриотическом воспитании дорогого стоит.Отношение наших детей к ветеранам полигона, ветеранам Великой Отечественной войны, к пожилым людям очень трогательное. Школьники слушают их, без преувеличения, затаив дыхание, они даже придумали брать на память о встречах автографы.Как-то мы поехали на экскурсию в Музей танка (это в Кубинке). До сих пор помню слова одного из старшеклассников, музейного активиста, сказанные тогда про ветеранов: «Неужели эти люди не достойны более почетной старости?» Подумала: «Съездили не зря!»Ветераны в свою очередь верят в молодежь. Нам кажется, что они больше верят в нее, чем люди среднего поколения, а дети это чувствуют.Очень важным фактором в патриотическом воспитании стала совместная деятельность учителей-воспитателей и ветеранов. Немножко творчества – и известная форма работы приобретает удивительную окраску. Например, классный руководитель накануне встречи просит детей подготовить вопросы. В работу включаются родители. Каждый ребенок непременно хочет получить ответ на свой интересный вопрос: «Где вы встретились с войной?», «Как вам удалось выжить?», «Какая награда вам дороже всего?», «Что нужно делать для того, чтобы построить ракету?», «Любили ли вы?»… И тогда это не просто нравоучительная беседа, а диалог взрослого с ребенком. Ну а если всем вместе исполнить в конце встречи патриотическую песню, которая есть в репертуаре каждого класса, то получается очень проникновенно и просто здорово!Помня о том, что именно деятельность должна быть основой воспитательного процесса – в том числе и патриотического воспитания, – мы в школьном музее стараемся все формы работы с детьми подчинить этому требованию, превращая учеников из пассивных слушателей в активных соучастников. Дети собирают модели самолетов, которые обеспечивали проведение испытаний на полигоне, находят место в музее для того или иного экспоната, готовят для него табличку, смотрят и обсуждают фильмы, берут интервью у ветеранов и даже ведут экскурсии.Музей играет ключевую роль среди таких общешкольных дел, как уроки знаний «Это гордое имя Победа!» и «Великие победы российского народа», а также в процессе обеспечения участия школьников в конференции «Звуки Вселенной», тематическом вечере «Поклонимся великим тем годам», митинге памяти «Нам этот мир завещано беречь!».Говорят, что успех в воспитании зависит от того, кто стал воспитателем. Центральная фигура этого процесса – классный руководитель, работающий в тесной связи с музейным педагогом. Очевидно, что классный руководитель должен быть не просто человечным, компетентным и работоспособным, он должен уметь поддерживать инициативу детей и родителей, принимать вариативность взглядов, беспрерывно развиваться и совершенствоваться.Такому педагогу музей создает массу дополнительных возможностей. На фоне патриотической экспозиции музея ученик чувствует, что он желанный субъект воспитания, то есть полноценный участник учебно-воспитательного процесса. Правда, для этого классному руководителю надо очень тщательно выявлять ценностные ориентиры класса, уровень познавательной мотивации каждого ученика, уровень его воспитанности и способности к саморегуляции, стараться формировать детский коллектив как среду, благоприятную для формирования личности ребенка.В этой связи важное место занимает не только среда школы, но и социум. Наша школа расположена в живописном московском микрорайоне Лианозово. В районе работают две библиотеки, одна музыкальная школа, театр, Дом творчества, теннисный комплекс, бассейн, спортивная школа, парк культуры и отдыха, Молодежный центр, центр «Лидер», а также Совет участников и ветеранов Великой Отечественной войны. И еще музей нашей школы «Звезды в пустыне», который всегда радушно принимает посетителей, и не только москвичей. Только в этом году у нас побывали жители Калуги, Дубны, Железнодорожного, Гомеля, Казани, Владивостока и других городов. Однажды среди посетителей появились даже представители из дальнего зарубежья.Вспоминаю одну историю, невольным свидетелем которой я оказалась. Сосед по даче разговаривал с дочкой-школьницей, которая когда-то училась в нашей школе, но большую часть жизни прожила вместе с родителями за границей. Глядя на дачные неприглядные сооружения, разбитую дорогу, нескошенную траву, она сказала: «Фу, как здесь некрасиво!» Отец ответил: «Доченька, это наша с тобой Родина. А Родину мы должны любить такой, какая она есть. А еще мы должны делать все возможное, чтобы сделать ее лучше». Музей и старается работать в этом направлении.
Комментарии