Анну Берсеневу (литературный псевдоним Татьяны Александровны Сотниковой) называют автором, пишущим тонкие психологические романы, а ее героев – «обычными людьми, которые в ритме повседневной жизни сохраняют способность глубоко чувствовать и переживать». В этом писательском качестве она добилась немалых успехов: выпустила более тридцати пяти книг, общий тираж которых превысил пять миллионов экземпляров; по ее произведениям снимаются сериалы, наиболее известные из них – «Капитанские дети», «Ермоловы», «Гадание на свечах», «Слабости сильной женщины», «Серьезные отношения», показанные по Первому каналу и телеканалу «Россия 1». Однако то амплуа, о котором Татьяна Александровна подробно рассказала в интервью «Учительской газете», – преподавателя литературного мастерства при Лицее Литературного института – совсем не «обычное», поскольку под вопросом остается сама легитимность литературы как средства самореализации. О том, как проходят занятия в Лицее Литературного института, каков смысл того, чтобы стимулировать одаренного человека к творчеству в нынешних социальных обстоятельствах, а также об иммунитете творческих молодых людей против насаждения квазипатриотических умонастроений, Анна Берсенева рассказала в эксклюзивном интервью нашему изданию.
– Татьяна Александровна, формат ваших занятий в Литинституте – еженедельные творческие мастерские для абитуриентов – кардинально отличается от принятого в этом же вузе принципа обучения (последний предполагает пять лет в компании с одним и тем же руководителем творческой мастерской). Какие ваши главные правила диалога с абитуриентами, которые разнятся с принципами руководителей семинаров?
– Как бывший посетитель ваших занятий констатирую, что, несомненно, удается. Среди ваших «студийцев» много совсем молодых людей, которые впервые представляют свои пробы пера на публике и наверняка чувствуют себя скованно. Есть ли у вас психологические приемы, чтобы пробудить смелость и желание, кроме свойственной вам искренней доброжелательности? Учились ли вы этому с годами?
– «От меня дорожкою зеленой, // источая ненависть и свет, // каждый день уходит вознесенный // или уничтоженный поэт» – писал Ярослав Смеляков о работе редактором отдела поэзии. От вас абитуриенты по пятницам чаще уходят «поверженными» или воодушевленными? Часто ли приходится говорить молодому человеку о его одаренности? А о неодаренности?
– Случались ли открытия, когда вы рекомендовали человека коллегам из творческой комиссии для поступления или же в журналы, издательства?
– В эссе «Доколь в подлунном мире…», опубликованном в 2014‑м в журнале «Лиterraтура», вы констатируете: «Дети резко поглупели. Этого трудно не замечать», говоря о неблагоприятной общественной атмосфере, «в которой прошла их сознательная жизнь». Сказывается ли эта «оглупляющая» атмосфера на творчестве или скорее на анализе разбираемых произведений?
– На занятиях вы часто говорите, что не оцениваете манеру чтения: мол, «мы не в ГИТИСе». Считаете ли вы этот этап – обучение декламации – не столь необходимым для начинающих авторов? Когда, на ваш взгляд, наступает необходимость уделить время этому аспекту преподнесения собственного текста?
– А сами вы учились преподаванию, и, если да, когда и у кого? Прозаик Анна Берсенева «предшествовала» преподавателю Татьяне Александровне Сотниковой или наоборот?
– Вопросы для этого интервью составляю, одновременно читая пост современного поэта на Фейсбуке, с горечью пишущего, что «творческие занятия воспитывают маргиналов». Одна из ваших задач, по вашим же высказываниям, – показать человеку, что творчество нужно в ситуации, когда все вокруг демонстрирует его ненужность обществу. Ситуацию в нашей стране вы оцениваете как не располагающую к престижу чтения. Каков прагматический смысл того, чтобы в подобных социальных обстоятельствах «направлять» в эту сторону молодого человека?
– «…Ужасаюсь этой цифре – полторы тысячи книжных магазинов – и считаю, что это действительно реальная проблема. Она заключается в том, что люди все более и более понимают: для того чтобы чего-то добиться в этой жизни, читать не только не нужно, но даже вредно…» – сказали вы на одном из круглых столов. Будет ли эта ситуация усугубляться? Что делать для противостояния проблеме?
– Это проблема не книжных магазинов и не проблема чтения, как из этой цитаты, собственно, и понятно. Это проблема страны, ее нынешнего состояния. Ситуация будет усугубляться, как усугубляется сейчас буквально с каждым днем. Думаю, все меньше остается людей, которые этого не понимают. Изменится ли это, будет ли возрождение? Хочется в это верить, но, чтобы не выглядеть глупо, только чеховской цитатой могу ответить: «Если бы знать!»
Досье «УГ»Анна Берсенева (Татьяна Сотникова) родилась в 1963 году в Грозном. В 1985 году окончила факультет журналистики Белорусского государственного университета, в 1989‑м – аспирантуру Литературного института им. А.М.Горького (Москва) по специальности «теория литературы». Кандидат филологических наук, доцент кафедры художественного перевода Литературного института им. А.М.Горького. Многочисленные критические и литературоведческие статьи публиковались в литературной периодике (журналы «Континент», «Знамя», «Вопросы литературы», «Литературное обозрение» и др.), в энциклопедических изданиях («Русские писатели ХХ века» и др.). Автор монографий о Маяковском и Чехове. Замужем за писателем Владимиром Сотниковым. Имеет двоих сыновей. В 1995 году под псевдонимом Анна Берсенева издала свой первый роман. В соавторстве с Владимиром Сотниковым ею написаны сценарии к многосерийным художественным фильмам «Вангелия», «Личные обстоятельства», «Орлова и Александров» (Первый канал).
Комментарии