Одно из основных положений национальной образовательной стратегии «Наша новая школа»: «Раскрыть способности каждого ученика, воспитать личность, готовую жить в высокотехнологичном конкурентном мире». Поэтому, какие бы педагогические технологии ни использовал учитель в своей работе, он не должен забывать об информационно-коммуникационных технологиях.
Достоинства ИКТ очевидны. Они позволяют:- индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения; – рационально сочетать коллективные формы работы с индивидуальным подходом в обучении;- стимулировать познавательную активность и самостоятельность учеников;- активизировать деятельность каждого учащегося.Основные варианты использования ИКТ в образовательном процессе:- мультимедийные презентации, подготовленные как учителем, так и самими учениками; – работа с электронными учебными изданиями;- работа с компьютерными тренажерами, как готовыми, так и созданными самостоятельно;- поиск информации непосредственно в Сети.Особое место в этом списке занимают компьютерные презентации.Многие учителя используют в своей работе программы Power Рoint, Open Office Impress для создания электронных презентаций. Их применение делает уроки биологии более насыщенными и интересными. Создавая презентацию, учитель располагает учебный материал в нужном ему порядке, наполняет ее тем содержанием, которое считает нужным, что невозможно при использовании готовых учебных пособий. У презентации один недостаток – статичность, то есть очень часто это набор картинок с текстовыми пояснениями. А в биологии мы имеем дело с различными процессами и явлениями, такими как питание, движение, диффузия и т. п., которые требуют динамики. В сети «Интернет» не всегда можно найти ту или иную схему, модель, флеш-ролик, так как банк этих ресурсов не очень велик, а если даже они имеются, то не всегда в том формате, который позволял бы использовать их в презентации. Поэтому учитель должен владеть хотя бы простейшими навыками создания графических объектов, с помощью которых можно моделировать различные природные, биологические, физические процессы и явления. Для этой цели вполне подходит графический редактор. В настоящее время разработано множество графических редакторов, как бесплатных, так и коммерческих, различающихся степенью лицензирования, системными требованиями, интерфейсом и т. д. Практически каждый пользователь компьютера в той или иной степени знаком с их работой, будь то простейший Paint или мощный Photoshop. Я расскажу о возможностях растрового графического редактора GIMP. Этот редактор имеет ряд достоинств. Во-первых, он бесплатный, свободно распространяемый, во-вторых, доступен как для операционной системы Windows, установленной на компьютерах большинства пользователей, так и для платформы Linux, на которую с 2011 года переходят многие образовательные учреждения. Кроме того, GIMP занимает немного места на жестком диске и имеет небольшие системные требования, то есть работать на нем можно и на не совсем новых компьютерах, которых еще много в российских школах. Также важной особенностью GIMP является русскоязычный интерфейс и удобная навигация. С помощью GIMP можно создавать рисунки, редактировать готовые изображения, фотографии, а также делать анимационные ролики в формате gif. Создание анимации напоминает простое рисование, которое часто используется на уроках биологии. Практически во всех рабочих тетрадях есть задания типа: «Зарисуйте фазы митоза и подпишите их названия». В GIMP рисовать гораздо интереснее и результат намного нагляднее. Научившись делать gif-ролики сам и научив делать их учащихся, учитель превращает занятия биологией в интересный и увлекательный процесс. На освоение базовых возможностей GIMP достаточно потратить один-два урока из резервного времени или использовать для этого внеурочное время. Графический редактор GIMP можно использовать не только на уроках биологии и других предметах, но и во внеклассной деятельности. Он позволяет создавать анимированные gif-файлы, которые затем используются в презентациях Power Point или веб-страницах. Анимации оживляют презентации, делают более привлекательными и посещаемыми сайты. Создание анимационной открытки1. Находим файл «Новый год» и, кликнув по нему правой кнопкой мыши, выбираем команду Открыть с помощью GIMP.2. С помощью инструмента Плоская заливка раскрасим рисунок.3. Затем с помощью инструмента Кисть дорисуем недостающие элементы.4. В строке меню находим слово Слой и выполняем команду Слой – Продублировать слой.5. В новом слое редактируем изображение с помощью Заливки, Ластика и Кисти.6. Затем в меню выбираем команду Фильтры – Анимация – Оптимизировать (для GIF).7. Результат работы можно посмотреть с помощью команд Фильтры – Анимация – Воспроизведение. Можно просматривать как в непрерывном, так и в пошаговом режиме.8. Для сохранения выбираем команду Файл – Сохранить как. В поле Имя набираем новый год.gif, жмем Сохранить.9. В следующем окне Экспортировать файл ставим флажок напротив слов сохранить как анимацию, нажимаем экспорт. 10. В следующем окне ставим галочку в строках Бесконечный цикл и Использовать указанную задержку в дальнейшем, выбираем задержку примерно 500 и жмем Сохранить.Открытка готова, можно вставлять в презентацию.P.S. Полностью материал Алексея Овчинникова опубликован на сайте www.ug.ruАлексей ОВЧИННИКОВ, учитель биологии средней школы села Баловнева Данковского района Липецкой области, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2011»
Комментарии