Цель: 1. Повторить и систематизировать знания учащихся по теме. 2. Выявить проблемы для дальнейшей коррекции. 3. Формировать у учащихся умение понимать и оценивать исторические события и исторических деятелей. 4. Формировать чувство коллективизма, взаимопомощи через работу в микрогруппах. 5. Подготовка к обобщающему уроку.
Оформление: На доске висят карта «Европа – ХIII-ХV века», картины. Жакерия, восстание Уота Тайлера, Жанна д’Арк в Орлеане, изображение рыцарей.
В классе две команды: англичане, французы, остальные – эксперты. Ребята заранее придумывают название команды, эмблему, каждая команда получила домашнее задание: подготовить рассказ о своей стране на 2-3 мин. Кроме этого, необходимо подготовить по 3 занимательных вопроса по истории этих стран.
За отдельным столом сидят судьи – учащиеся 11-го класса.
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы с вами мысленно перенесемся на несколько веков назад и посмотрим, что происходило в Англии и Франции в период с ХII по ХV столетие. На конкретных фактах истории этих двух европейских государств мы с вами вспомним, как отношения между сословиями, крестьянские восстания, борьба французских королей с английскими в Столетней войне повлияли на объединение каждой из этих стран, а также какие последствия для Англии и Франции имело образование централизованных государств и наличие представительного учреждения при короле.
Итак, какие команды готовы?
Команда французов – капитан – сир…
Команда англичан… – капитан – сэр…
А вы, ребята, будете выполнять очень ответственную роль, вы – эксперты, ваша задача – внимательно слушать ответы, дополнять и помогать командам.
Для контроля за точностью ответов приглашены уважаемые судьи, их решение – закон.
Первое задание: Рассказ о своей стране.
– Ребята, что вы заметили общего в истории обеих стран?
– Правильно, участие в Столетней войне, крестьянские восстания, объединение стран, создание представительных учреждений.
– Но в истории это не только факты, даты, события, это и люди, те, кто эту историю создает. Ребята, давайте вспомним тех, кто прославился не только в своей стране, но и за ее пределами. Герои скажут о себе несколько слов, а ваша задача – узнать, кто задает вам вопрос.
1. Я участник Столетней войны, я уверен, что в тяжелой жизни крестьян виновны глупые королевские советники, а не сам король. Именно вера в доброго короля погубила меня и моих товарищей. На переговорах с королем, недалеко от Лондона, меня предательски убили.
2. Я никогда не хотел быть королем, я просто мечтал о лучшей доле для жаков, но перед смертью мои враги меня короновали.
3. Я верила, что являюсь избранницей нашего Господа. Меня любил народ и ненавидели завистники, я короновала короля, а он предал меня в трудную минуту.
4. Мои предки одержали победу в Войне Алой и Белой розы, но известна я как покровительница пиратов, ну и что, если бы вы видели, какой чудесный бриллиант мне подарил один из них, его сияние до сих пор украшает мою корону.
5. Мой предшественник, Генрих IV, вел борьбу с папой Григорием VII и потерпел поражение, но я был более удачлив и одержал победу. 70 лет папа римский назначался королем Франции, и все они жили не в Папской области, а в Авиньоне.
6. Я могущественный феодал, у меня огромные владения на Востоке и Севере, я мечтал о королевском троне, поэтому поддерживал англичан, именно мои люди захватили в плен Орлеанскую деву, и за большую сумму денег я продал ее англичанам.
7. Когда-то я был нормандским герцогом, но позже я стал английским королем. 30 лет англосаксы боролись со мной, но были повержены, мои воины сжигали дотла деревни и истребляли жителей. Я приказал переписать все население Англии, книгу с результатами переписи назвали «Книгой Страшного Суда».
8. Меня боятся все богачи, но мне верил простой народ. Вдовы и сироты находят у меня поддержку и помощь. Меня очень легко найти – доезжайте до Шервудского леса, а там меня знает каждый.
– Молодцы! Вы узнали всех героев.
– А сейчас задайте свои занимательные вопросы.
– Каждая команда получает новое задание. У вас в конверте написана дата, ваша задача – вспомнить и рассказать, что произошло в этот день.
(Англичанам: о чем судачили на базаре торговки в мае 1381 года? Французам: если бы в ХV веке было бы телевидение, о чем рассказывали бы журналисты в мае 1431 года?)
Пока ребята вспоминают и готовятся, давайте посмотрим на карту, я называю город, а вы показываете, где он располагается и что там произошло.
Креси, Пуатье, Орлеан, Реймс, Руан, Азенкур, Авиньон.
А сейчас мы вспомним даты, ведь история не может существовать без них. Я показываю карточку с датой, вы поднимаете руку, если знаете, что в этот год произошло.
1054, 1066, 1204, 1099, 1302, 1265, 1358, 1337-1453, 1346, 1415, 1429, 1455-1485, 1381, 1431 гг.
– А сейчас давайте посмотрим, что получилось у наших команд.
Каждая наука имеет свою терминологию, есть она и в истории. Сейчас команды получат конверты с терминами, их задача – вспомнить, что обозначает тот или иной термин.
1-й вариант
1. Сословная монархия.
2. Война Алой и Белой розы.
3. Орлеанская дева.
4. «Щитовые деньги».
5. Парламент.
2-й вариант
1. Сословия.
2. Генеральные штаты.
3. Столетняя война.
4. Раздробленное государство.
5. Жакерия.
Пока «Французская лилия» и «Алая роза» работают по заданию, мы с вами поиграем в игру «Союзники – противники». Я показываю карточки, а вы должны вспомнить, кем были эти люди, какую роль они сыграли и какие отношения были между ними.
1. Иннокентий III и крестоносцы.
2. Людовик II и бургундский герцог.
3. Уот Тайлер и король Англии.
4. Жанна д’Арк и английские феодалы.
5. Вильгельм Завоеватель и англосаксы.
6. Робин Гуд и английский король.
7. Гильом Каль и жаки.
Очень хорошо, молодцы, вы справились с этим заданием. Теперь давайте послушаем команды.
Перед нами прошла история двух крупных европейских стран. Скажите, пожалуйста, какую роль сыграло объединение этих стран? Каковы его последствия? Что общего и в чем различие централизации Англии и Франции?
– Молодцы. Слово для подведения итогов предоставляется уважаемым судьям.
Большое спасибо, уважаемые судьи! Сегодня мы с вами еще раз убедились, что централизованное государство гораздо сильнее раздробленного, ему легче защищаться от внешних врагов и подавлять восстание крестьян. В централизованном государстве создавались более благоприятные условия для развития хозяйства. Сильная королевская власть обеспечивала порядок: прекратились междоусобные войны, грабежи на дорогах. В централизованном государстве быстрее развивались культура и единый язык.
Светлана ЗВЕРЕВА, Лихославль, Тверская область
Комментарии