The sun is hot. The sun shines brightly
Как организовать самостоятельную работу
Психологи утверждают, что знания, полученные самостоятельно, усваиваются прочнее, чем знания, которые передает учитель своим ученикам в готовом виде. Кроме того, в зависимости от своих собственных потребностей и возможностей, каждый ученик может использовать доступные ему источники информации.
Самостоятельная работа на уроке помогает учителю решать проблему дефицита времени, а также осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход.
Учитель может использовать различные методы и приемы самостоятельной работы практически во всех видах речевой деятельности: при формировании речевых навыков, в процессе обучения говорению, в процессе обучения чтению и письму.
Хочу поделиться с читателями “Методической кухни” своими наработками решения задач по активизации самостоятельной работы учеников.
Приемы использования различных источников информации
К источникам информации относятся: учебник (книга для учащихся), включающий грамматический справочник, словарь, лингво-страноведческий справочник. Важным источником информации для самостоятельной работы являются тексты учебника и дополнительные тексты, включаемые в учебный процесс учителем.
Каким же образом направить внимание школьников на эти источники информации?
Например, при работе над лексическим материалом:
а) Прочитайте, переведите и сравните. Воспользуйтесь при необходимости словарем.
Bring – bring back
look – look like
go – go on, go up
take – take part, take place
б) Подбери к каждой группе слов одно слово с наиболее общим значением, которое обьединило бы предложенные.
Grandmother-daughter-aunt-mother (WOMAN)
lion-bear-cat-wolf (ANIMAL)
tea-coffe-milk-water (DRINK)
face-eyes-hair-ears (HEAD)
в) Составьте возможные слова из заданного слова (по типу игры “Звездный час”) см. Приложение N 1.
г) Выбери из текста ключевые слова и выражения, которые можно использовать в определенной разговорной теме (составление тематического словаря) см.Приложение N 2.
Приемы запоминания слов
1. Ритмическое проговаривание на знакомый мотив. Например, очень легко запоминаются личные формы глагола to be на мотив известной песенки “В лесу родилась елочка”
I am, You are.
He is, She is,
We are, You are. They are…
2. Расположение слов для запоминания в логической последовательности. Например, при изучении темы “Летний отдых” в 7-м классе (Старков, Unit 1, упр. 37) слова представлены в такой последовательности:
rest
spend
often
hour
sea
seaside
life
again
Я предлагаю учащимся обьединить их в две логические цепочки
often – spend – life – seaside
rest – again – hour – sea
3. Составление кроссвордов на заданную тему.
4. Составление тематических опор: функционально-смысловых или лексических таблиц, схем (см.Приложение N 3).
Приемы формирования речевых навыков
1. Самостоятельное выполнение упражнений с помощью дидактических материалов и звукотехнических средств.
2. Самостоятельное выполнение фонетических упражнений, например, определить соответствие между словом и транскрипцией по образцу:
could [kud]
one, even, famous, laugh, another
3. Самостоятельная работа с грамматическим справочником или грамматическими таблицами.
4.Написание самодиктантов: материалом для самодиктантов служит все то, что задается на дом для заучивания наизусть: стихи, прозаические речевые образцы и т.д.
5. Пересказ прочитанного.
Приемы, формирующие
навык структурного
высказывания
на уровне предложения
1. Самостоятельные высказывания по заданному образцу (плану, схеме). Например, при обучении учащихся пересказу прочитанного я предлагаю им использовать следующую схему:
The title of the text I’ve read is…
It is written by…
He/she is an English/American writer…
The main idea of the text is…
The main characters of the text are…
2. Составление вопросов к тексту, предложению.
3. При изучении темы “Праздники” в 7-м классе учащиеся самостоятельно оформляли поздравительную открытку.
4. Составление предложений по подстановочной таблице.
Приемы формирования диалогической речи
1. Использование текста-опоры для составления диалогов.
2. Подготовка вопросов для интервью, беседы.
3. Реагирование на стимулирующую реплику в диалоге-образце. Например, при изучении темы “Магазин. Покупки” в 7-м классе ученикам предлагалось подобрать собственные реплики
А: I spent half the day in the shops yesterday.
В:
А: I need a warm sweater for skiing.
В:
А: That’s right. But I like a black – and – white sweater, and you don’t see them anywhere.
В:
4. Перевод ответных реплик с русского на английский и воспроизведение диалога своими словами.
Надо отметить, что приемы формирования диалогической речи лучше использовать в парной работе.
Приемы углубленного и динамичного чтения
1. Составление плана (схемы, таблицы) к прочитанному тексту.
2. Деление текста на части и озаглавливание их.
3. Подбор материала для характеристики действующих лиц, событий, явлений.
4. Проведение анализа (грамматического, лексического).
5. Выбор ключевых слов и выражений из текста.
Главная задача такого чтения – качественная сторона чтения, полнота и точность понимания.
Приемы извлечения содержательно-смысловой информации из текста
1. Определение основной идеи текста.
2. Краткая передача содержания прочитанного.
3. Выделение главных действующих лиц, событий, явлений без их подробной характеристики.
4. Составление вопросов к прочитанному.
Приемы письменного выполнения лексико-грамматических упражнений
1. Написание самодиктантов.
2. Составление и запись плана, высказываний, опор, таблиц.
3. Списывание, преобразование с опорой на грамматический аппарат (грамматический справочник, словари и т.д.).
4. Выписывание каких-либо фактов, событий, явлений из прочитанного текста.
5. Выписывание определенной лексики, грамматических явлений.
6. Реферирование и аннотирование текста.
Приемы внешнего самоконтроля
1. Обращение к справочным таблицам, словарям, грамматическим справочникам.
2. Использование ключей к упражнениям.
3. Выполнение тестовых заданий множественного выбора.
Подводя итог всему сказанному, еще раз подчеркну: целенаправленная систематическая самостоятельная работа способствует формированию прочных учебных умений у ребят.
Татьяна КУЛИКОВА, учитель английского языка школы-лицея N 73
Тула
Приложение N 1
Cемиклассники получили задание составить всевозможные слова из английского слова schoolchildren. Разрешалось пользоваться словарем, но при условии, что незнакомые слова должны быть выучены.
Вот какие получились результаты:
Суинова Лена,
7-й “А” класс
school
child
hero
dish
horse
ice
soldier
noise
nose
rose
rich
side
son
net
shoe
hill
oil
clod
cool
Горячева Оля,
7-й “В” класс
school
child
doll
door
son
side
nose
rose
ice
shore
hill
hero
dish
hole
iron
score
shoe
Задано слово cattle-farm. Работу представляет Алексеева Катя, ученица 7-го “В” класса.
Cafe, camel, car, care, cat, ear, face, farm, farmer, letter, meat, metre, race, raft, tea, team.
Приложение N 2
При изучении темы “Промышленность и сельское хозяйство Великобритании” девятиклассникам было задано составить тематический словарь.
Вот как с этим заданием справился Нестеров Алексей, ученик 9-го “Ж” класса.
Industry and Agriculture in Great Britain
Industry – промышленность
Industrial – промышленный
Branch of industry – отрасль промышленности
Types of industry:
heavy industry –
тяжелая промышленность
light industry –
легкая промышленность
food industry –
пищевая промышленность
shipbuilding industry –
кораблестроительная промышленность
chemical industry –
химическая
промышленность.
Agriculture – сельское хозяйство
Agricultural – сельскохозяйственный
sheep-farming –
овцеводство
pig-farming –
свиноводство
chicken-farming –
птицеводство
cattle-farming –
животноводство
Important – важный, значительный
Importance –
важность, значение
Most important –
наиболее значительный
Great importance –
большое значение
Produce – производить, выпускать
Producer – производитель
Product – изделие, продукт
Production – производство,
изготовление
Develop – развивать
Development – развитие
Developed – развитый
Developed country –
развитая страна
Приложение N 3
При изучении темы “Погода” в ученики седьмых классов должны были составить тематическую опору для устного рассказа о погоде.
Вот как с этим заданием справилась Шмелева Оля, ученица 7-го “А” класса.
Ясность – это правильное распределение света и теней.
Иоганн ГЕТЕ
Комментарии