search
main
0

Английский язык

The sun is hot. The sun shines brightly

Как организовать самостоятельную работу

Психологи утверждают, что знания, полученные самостоятельно, усваиваются прочнее, чем знания, которые передает учитель своим ученикам в готовом виде. Кроме того, в зависимости от своих собственных потребностей и возможностей, каждый ученик может использовать доступные ему источники информации.

Самостоятельная работа на уроке помогает учителю решать проблему дефицита времени, а также осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход.

Учитель может использовать различные методы и приемы самостоятельной работы практически во всех видах речевой деятельности: при формировании речевых навыков, в процессе обучения говорению, в процессе обучения чтению и письму.

Хочу поделиться с читателями “Методической кухни” своими наработками решения задач по активизации самостоятельной работы учеников.

Приемы использования различных источников информации

К источникам информации относятся: учебник (книга для учащихся), включающий грамматический справочник, словарь, лингво-страноведческий справочник. Важным источником информации для самостоятельной работы являются тексты учебника и дополнительные тексты, включаемые в учебный процесс учителем.

Каким же образом направить внимание школьников на эти источники информации?

Например, при работе над лексическим материалом:

а) Прочитайте, переведите и сравните. Воспользуйтесь при необходимости словарем.

Bring – bring back

look – look like

go – go on, go up

take – take part, take place

б) Подбери к каждой группе слов одно слово с наиболее общим значением, которое обьединило бы предложенные.

Grandmother-daughter-aunt-mother (WOMAN)

lion-bear-cat-wolf (ANIMAL)

tea-coffe-milk-water (DRINK)

face-eyes-hair-ears (HEAD)

в) Составьте возможные слова из заданного слова (по типу игры “Звездный час”) см. Приложение N 1.

г) Выбери из текста ключевые слова и выражения, которые можно использовать в определенной разговорной теме (составление тематического словаря) см.Приложение N 2.

Приемы запоминания слов

1. Ритмическое проговаривание на знакомый мотив. Например, очень легко запоминаются личные формы глагола to be на мотив известной песенки “В лесу родилась елочка”

I am, You are.

He is, She is,

We are, You are. They are…

2. Расположение слов для запоминания в логической последовательности. Например, при изучении темы “Летний отдых” в 7-м классе (Старков, Unit 1, упр. 37) слова представлены в такой последовательности:

rest

spend

often

hour

sea

seaside

life

again

Я предлагаю учащимся обьединить их в две логические цепочки

often – spend – life – seaside

rest – again – hour – sea

3. Составление кроссвордов на заданную тему.

4. Составление тематических опор: функционально-смысловых или лексических таблиц, схем (см.Приложение N 3).

Приемы формирования речевых навыков

1. Самостоятельное выполнение упражнений с помощью дидактических материалов и звукотехнических средств.

2. Самостоятельное выполнение фонетических упражнений, например, определить соответствие между словом и транскрипцией по образцу:

could [kud]

one, even, famous, laugh, another

3. Самостоятельная работа с грамматическим справочником или грамматическими таблицами.

4.Написание самодиктантов: материалом для самодиктантов служит все то, что задается на дом для заучивания наизусть: стихи, прозаические речевые образцы и т.д.

5. Пересказ прочитанного.

Приемы, формирующие

навык структурного

высказывания

на уровне предложения

1. Самостоятельные высказывания по заданному образцу (плану, схеме). Например, при обучении учащихся пересказу прочитанного я предлагаю им использовать следующую схему:

The title of the text I’ve read is…

It is written by…

He/she is an English/American writer…

The main idea of the text is…

The main characters of the text are…

2. Составление вопросов к тексту, предложению.

3. При изучении темы “Праздники” в 7-м классе учащиеся самостоятельно оформляли поздравительную открытку.

4. Составление предложений по подстановочной таблице.

Приемы формирования диалогической речи

1. Использование текста-опоры для составления диалогов.

2. Подготовка вопросов для интервью, беседы.

3. Реагирование на стимулирующую реплику в диалоге-образце. Например, при изучении темы “Магазин. Покупки” в 7-м классе ученикам предлагалось подобрать собственные реплики

А: I spent half the day in the shops yesterday.

В:

А: I need a warm sweater for skiing.

В:

А: That’s right. But I like a black – and – white sweater, and you don’t see them anywhere.

В:

4. Перевод ответных реплик с русского на английский и воспроизведение диалога своими словами.

Надо отметить, что приемы формирования диалогической речи лучше использовать в парной работе.

Приемы углубленного и динамичного чтения

1. Составление плана (схемы, таблицы) к прочитанному тексту.

2. Деление текста на части и озаглавливание их.

3. Подбор материала для характеристики действующих лиц, событий, явлений.

4. Проведение анализа (грамматического, лексического).

5. Выбор ключевых слов и выражений из текста.

Главная задача такого чтения – качественная сторона чтения, полнота и точность понимания.

Приемы извлечения содержательно-смысловой информации из текста

1. Определение основной идеи текста.

2. Краткая передача содержания прочитанного.

3. Выделение главных действующих лиц, событий, явлений без их подробной характеристики.

4. Составление вопросов к прочитанному.

Приемы письменного выполнения лексико-грамматических упражнений

1. Написание самодиктантов.

2. Составление и запись плана, высказываний, опор, таблиц.

3. Списывание, преобразование с опорой на грамматический аппарат (грамматический справочник, словари и т.д.).

4. Выписывание каких-либо фактов, событий, явлений из прочитанного текста.

5. Выписывание определенной лексики, грамматических явлений.

6. Реферирование и аннотирование текста.

Приемы внешнего самоконтроля

1. Обращение к справочным таблицам, словарям, грамматическим справочникам.

2. Использование ключей к упражнениям.

3. Выполнение тестовых заданий множественного выбора.

Подводя итог всему сказанному, еще раз подчеркну: целенаправленная систематическая самостоятельная работа способствует формированию прочных учебных умений у ребят.

Татьяна КУЛИКОВА, учитель английского языка школы-лицея N 73

Тула

Приложение N 1

Cемиклассники получили задание составить всевозможные слова из английского слова schoolchildren. Разрешалось пользоваться словарем, но при условии, что незнакомые слова должны быть выучены.

Вот какие получились результаты:

Суинова Лена,

7-й “А” класс

school

child

hero

dish

horse

ice

soldier

noise

nose

rose

rich

side

son

net

shoe

hill

oil

clod

cool

Горячева Оля,

7-й “В” класс

school

child

doll

door

son

side

nose

rose

ice

shore

hill

hero

dish

hole

iron

score

shoe

Задано слово cattle-farm. Работу представляет Алексеева Катя, ученица 7-го “В” класса.

Cafe, camel, car, care, cat, ear, face, farm, farmer, letter, meat, metre, race, raft, tea, team.

Приложение N 2

При изучении темы “Промышленность и сельское хозяйство Великобритании” девятиклассникам было задано составить тематический словарь.

Вот как с этим заданием справился Нестеров Алексей, ученик 9-го “Ж” класса.

Industry and Agriculture in Great Britain

Industry – промышленность

Industrial – промышленный

Branch of industry – отрасль промышленности

Types of industry:

heavy industry –

тяжелая промышленность

light industry –

легкая промышленность

food industry –

пищевая промышленность

shipbuilding industry –

кораблестроительная промышленность

chemical industry –

химическая

промышленность.

Agriculture – сельское хозяйство

Agricultural – сельскохозяйственный

sheep-farming –

овцеводство

pig-farming –

свиноводство

chicken-farming –

птицеводство

cattle-farming –

животноводство

Important – важный, значительный

Importance –

важность, значение

Most important –

наиболее значительный

Great importance –

большое значение

Produce – производить, выпускать

Producer – производитель

Product – изделие, продукт

Production – производство,

изготовление

Develop – развивать

Development – развитие

Developed – развитый

Developed country –

развитая страна

Приложение N 3

При изучении темы “Погода” в ученики седьмых классов должны были составить тематическую опору для устного рассказа о погоде.

Вот как с этим заданием справилась Шмелева Оля, ученица 7-го “А” класса.

Ясность – это правильное распределение света и теней.

Иоганн ГЕТЕ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте