В Виндзор, в гости к королеве
Урок лингвострановедения в 7-м лингвистическом классе. I год спецкурса “Лингвострановедение”
Казалось бы, география Англии не самая веселая тема, но финалист конкурса “Сто друзей” Андрей Мишин превратил ее в увлекательную игру. На основе грамотно и профессионально организованного общения на уроке учитель планомерно формирует и развивает коммуникативные и личностно-познавательные навыки школьников. Причем преподаватель и ученики вместе оценивают результат обученности. Представленные на экспертизу всему классу разработки маршрутов по Англии позволяют каждому ребенку показать свои языковые знания, речевые умения и навыки, творческие способности.
Андрей Валентинович умело использует зарубежный опыт преподавания, обогащая его собственными идеями и знаниями современной методики обучения английскому языку.
Галина ВОРОНИНА кандидат педагогических наук, зав. кафедрой иностранных языков и культуроведения Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования
Тематика занятия:
Путешествие по Англии. Районирование Англии.
Культуроведческий фон развития речевых умений:
географическое и социокультурное деление Англии на 5 основных районов – Юго-Восток, Юго-Запад, Север Англии, Мидленды (Центральные графства), East Anglia;
национально-культурные стереотипы в Англии;
место Англии как части Соединенного Королевства в экономической и общественно-политической жизни целой страны.
Основные учебные задачи:
развитие умений использовать английский язык как средство познания при извлечении информации о различных регионах Англии (чтение с полным пониманием прочитанного аутентичного учебного текста “Discover Britain: England”. См. учебник О.Афанасьева, И.Михеева “English-VI”);
развитие речевого умения по изученным темам “Англия. Части и районы”;
привитие навыков самостоятельной работы по дальнейшему овладению иноязычной культурой;
развитие умений подготовленной и неподготовленной устной речи на английском языке.
Задачи познавательного, развивающего, воспитательного компонентов урока:
приобретение знаний о культуре, географии, экономике Англии как части Соединенного Королевства;
удовлетворение личных познавательных интересов учащихся;
развитие речевых способностей (фонематический слух, догадка, антиципация, трансформация, моделирование);
развитие психических функций (аудиовизуальные виды памяти, восприятие, творческое воображение);
развитие мотивации к дальнейшему овладению иноязычной культурой на уроке лингвострановедения;
привитие уважения к культуре, жителям Великобритании (в частности, Англии).
Урок обобщает и систематизирует изученный материал и проводится по методике “Workshops. Projects” (уроки по развитию речевого умения).
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Экспозиция I блока урока.
Учитель сообщает об основных учебных задачах, предлагает выступить школьникам в качестве экспертов по Англии.
Задача 1 (коммуникативно-ориентированная).
– What associations have you got when I mention the following words?
Еngland, the Southeast, the Southwest, the Midlands, East Anglia, the North of England (слова напечатаны на карточках и написаны на доске).
Задача 2 (групповая дискуссия).
Imagine you have a chance to stay in England for two weeks. Which of the five regions will you choose and why? Explain your choice from the group in 5-6 phrases.
Групповая дискуссия сопровождается тихой, спокойной музыкой. Учитель прислушивается, активно подключается к различным группам (как правило, это три группы по 4-5 человек). Затем наступает этап подведения итогов. После этого учитель предлагает выполнить несколько условно-речевых трансформационных упражнений, которые позволяют совершенствовать лексико-грамматические навыки.
Задача 3.
In England there are so many interesting places, aren’t there? Think over and say what these places are connected with.
Ученикам предлагаются названия различных мест Англии
(отрабатывается модель: Liverpool is connected with trade as it is one of the biggest ports in England.)
Stratford -upon-Avon;
Sheffield;
Brighton;
Liverpool;
The Lake District;
Cambridge;
London.
P.S. На понятии “London” останавливаемся подробнее. Ребята решают коммуникативно-ориентированную задачу: “Докажите, что Лондон может быть связан с разными понятиями (т.е. и торговлей, и культурой, и образованием…)” Задача позволяет отследить ранее сформированные умения и навыки по теме “Лондон” и органично вписывается в данный урок.
Задача 4. Англия – чудесная, красивая страна. Как вы думаете, какие места привлекают туристов больше всего и почему? (Обмен мнениями).
Example: The Lake District attracts crowds of tourists because it has very beautiful scenery.
Привлекая максимальное количество учеников к обсуждению, учитель отслеживает прочность сформированных навыков и умений.
Затем проводится игра “Как хорошо вы знаете карту Англии?”
Один ученик у доски показывает на карте различные города и места, другие ребята опрашивают его. Если он ошибается, к доске выходит другой и т.д. Игра позволяет активизировать школьников, повысить их внимание, что необходимо на данном этапе урока, когда ребята уже немного устали.
Затем ученикам раздаются чистые контурные карты и предлагается следующее задание: “На доске вы видите необычную карту Англии. На ней лишь цифрами обозначены самые интересные места нашего путешествия. Давайте расшифруем и подпишем по-английски все обозначения” (см. рис.1). Работа выполняется самостоятельно под тихую музыку.
Проверяем сразу. Ребята слушают аудиозапись с ответами носителя языка, проверяют свою работу и выставляют себе оценку.
3. Экспозиция II блока урока
Итак, мы убедились, что Англия – действительно интересная страна с богатой культурой и традициями. Много людей каждый год отправляются в эту страну. Им предлагаются различные маршруты, различные виды транспорта. Вот и вам, ребята, как опытным экспертам по Англии, сегодня предстоит разработать увлекательные и интересные маршруты. Но наши заказчики уже имеют некоторое представление об Англии. Конечно, оно не такое полное, как ваше, поэтому ваша задача, получив конверт с информацией о различных местах, которые указали заказчики, – постараться разработать полный маршрут их путешествия по Англии. Вас просят даже продумать и аргументировать самый удобный вид транспорта для передвижения по стране.
Перед вами чистые контуры, открывайте конверты, берите все необходимое и готовьте проект-маршрут (см.рис.2).
Работа длится 15 минут.
Учитель, как речевой партнер, включен в разработку маршрутов учащихся в качестве эксперта-консультанта. Постепенно на карте появляются красочные картинки, буклеты, схемы – рождается творческий маршрут группы. Затем группы коллективно защищают свои проекты. Вот образец такой защиты (рис.3). Учащиеся других групп активно задают вопросы, выступая в роли заказчика.
Ребята совместно с учителем оценивают урок, проект учащихся. Если позволяет время и урок записан на видеокассету, то можно вернуться к самым ярким моментам урока.
Андрей МИШИН,
учитель английского языка
Тверь
P.S.
Карты в увеличенном масштабе вывешиваются на доску.
Урок ведется в нормальном темпе и только на английском языке.
В качестве домашнего задания можно предложить сочинение-миниатюру или письмо другу на тему: “Мое открытие Англии”.
Комментарии