Реализация городского проекта «Московское долголетие» – важная составляющая современного образовательного процесса в Москве. Ценность и важность работы со старшим поколением неоспоримы. Области и варианты работы безграничны и метапредметны.
В нашей школе в рамках данной программы мы организовали курс по изучению английского языка, который оказался очень востребован среди наших горожан почтенного возраста.
При подготовке к новой для нас работе с группой мудрых обучающихся встал вопрос о выборе учебного пособия. Да и вообще, с чего начинать данный курс? Решили, с азов: повторения алфавита (для кого-то это было первое знакомство с языком), правил чтения английских букв и буквосочетаний, основных базовых правил английской грамматики.
Взвесив все «за» и «против», мы остановились на учебниках Starlight-2 и CityStars-2 издательства «Просвещение», так как именно эти учебники доступно разъясняют основные правила чтения и основы грамматики. Тем более данные учебники-пособия наши бабушки и дедушки хорошо знают, так как иногда помогают своим внукам с выполнением домашнего задания в начальной школе.
Основной контингент курсов «Московского долголетия» – люди от 50 до 65 лет. Этот возраст очень хороший для обучения иностранным языкам, так как мозговая активность еще находится на высоком уровне, а времени на изучение и усвоение нового материала достаточно.
Популярность иностранных языков среди людей старшего возраста объясняется необходимостью тренировки памяти и огромным желанием изучать языки для путешествий и свободы общения, в том числе и с туристами, посещающими знаковые места нашей необъятной Родины. Кроме того, большая часть студентов-долгожителей на наших курсах – это те люди, которые ранее не изучали английский язык, но имеющие базовые знания по французскому и немецкому языкам.
Благодаря большому желанию учиться и развиваться наши подопечные уже по прошествии трех месяцев обучения могли читать и немного разговаривать на бытовые темы, необходимые для путешествий. Хотя нужно признать, что такие достижения – результат большого труда и невероятного терпения.
Мы учились выступать на публике, признавать, исправлять свои ошибки в обучении, поддерживать друг друга и даже вдохновлять! Надо сказать, что студенты «Московского долголетия» очень открытые, искренние и добрые люди, которые всегда старались помочь своим друзьям в любой ситуации. Создание доброжелательной атмосферы – необходимое условие для успешного достижения планируемых результатов! Особенно это важно с мудрыми студентами, так как в одной группе могут находиться люди разных возрастов, профессий и уровней образования.
Одно из ярких публичных выступлений явилось своего рода зачетом по данному курсу английского языка. Нарядные студенты выступали на дне открытых дверей школы с ковбойской песней на английском языке под аккордеонное сопровождение педагога дополнительного образования.
Психологами вообще замечено, что люди очень любят петь на иностранных языках. Это помогает снимать барьер страха выступления перед публикой, боязнь сделать ошибку перед огромным количеством людей. Например, когда человек поет в хоре, он как бы сливается в один голос с другими людьми, и все участники начинают получать удовольствие от своего выступления.
Еще одна из любимых форм выступления перед публикой – это театрализация, драматизация сказок или диалогов. На уроках «Московского долголетия» мы ставим детские сказки на английском языке с использованием элементов костюма, например масок животных. Нашим активным студентам настолько понравилось выступать в такой форме урока, что они даже попросили организовать драматический или театральный кружок в рамках программы «Московское долголетие».
Работая в проекте «Московское долголетие», мы и сами получаем полезный и ценный опыт от своих подопечных. Однажды при выполнении домашнего задания – описание картинки на выбор, используя глаголы в настоящем длительном времени, – студенты подготовили описание картин художников! Нужно признать, что это было удивительно, полезно и вдвойне приятно для меня, так как я сама увлекаюсь живописью. Описания картин отличались точностью и полнотой информации с указанием деталей произведений искусства. Были и совсем неизвестные, но очень красивые картины. Кроме того, студенты описывали посещение галерей и свои впечатления от выставок и инсталляций в известных музеях. После презентации картин мы обязательно рефлексировали на тему искусства, отдельных работ и творчества авторов картин.
Песни на английском языке – известный и эффективный прием, использовавшийся на уроке как элемент релаксации и расслабления. Данный вид деятельности также применялся в качестве фонетической зарядки на уроках английского языка для отдыха студентов и смены активностей во время процесса обучения. Особым спросом пользовались песни таких групп молодости нашего старшего поколения, как «АББА» и «Битлз».
В качестве дополнительных активностей курса студенты с удовольствием участвовали со своими рассказами и статьями в конкурсе рассказов издательства «Просвещение», посвященных 75‑летию Победы в Великой Отечественной войне.
К концу первого года обучения московские долгожители не только могли петь песни на английском языке, немного разговаривать и ставить детские сказки, но и выбрали себе книги для чтения на английском языке элементарного уровня для закрепления пройденного материала.
В заключение хотим отметить, что студенты старшего возраста – отличные ученики, которые мотивированы, любознательны и с энтузиазмом выполняют все требования учителя. Безусловно, мне доставило огромное удовольствие с ними работать, потому что они были настолько отзывчивые и благодарные люди, что в наш беспокойный век это становится редкостью. Пожилым людям проект помог обрести новые знакомства, наладил продуктивное общение друг с другом, с учителем. Знакомство с чем-то новым стало для них жизненной необходимостью, поэтому посещение занятий было поистине активным и продолжительным.
Светлана СКВОРЦОВА, учитель английского языка Школы имени Героя Российской Федерации Е.Н.Чернышева
Комментарии