search
main
0

Английский без барьеров

Основной тенденцией развития современного образования становится усиление гуманистической направленности обучения и воспитания школьников. Практическая реализация гуманистических подходов предполагает подготовку выпускников школы к экономическим и социальным условиям, в которые они попадают непосредственно из стен школы.

 

На развивающемся российском рынке становятся востребованными инициатива, творчество, способность человека бороться и побеждать в сложных жизненных ситуациях, где он (выпускник) вынужден рассчитывать на свои собственные силы. В связи с этим общество понимает значимость индивидуальной одаренности школьника, который может стать не рядовым его членом, а активным лидером в решении самых сложных социальных и экономических проблем.

Концепция обучения и воспитания одаренных подростков в барьерной парадигме представляет собой совокупность принципов, определяющих специфику постановки целей учебно-воспитательного процесса:

1. Принцип психологической готовности: через затруднение.

2. Принцип снижения внутренних барьеров: через развитие личности.

3. Принцип перспективного развития – через качество образовательного процесса.

4. Принцип декатастрофикации: не­ус­пех рассматривается как эпизодическое состояние.

5. Принцип высоких педагогических ожиданий: через оптимистическое отношение учителя – к возможностям ученика и веру в его силы.

6. Принцип согласованности целей: через согласованные действия ученика и учителя для достижения учебных и воспитательных целей.

Что касается учителей иностранного языка, то мы стараемся работать в сотрудничестве (cooperative learning) с преподавателями других предметов и добиваться хороших результатов через метапредметную деятельность. Такая работа заключается в создании и обмене учебной деятельностью между учителями и учениками в разных учебных ситуациях. Мы понимаем, что ученики бывают разными: одни быстро осваивают все объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом и коммуникативными умениями, другим требуется больше времени на усвоение материала.

Моя практика показывает, что необходимо создавать небольшие группы по 4 человека, в которых есть сильный, средний и слабый ученики. Перед группой ставится определенная задача, учащиеся находятся в таких условиях, при которых успех или неудача отражаются на результатах всей группы. Это очень продуктивно. Ведь вместе учиться легче, а эффективность проявляется не только в учебных успехах школьников, но и в интеллектуальном развитии и нравственном совершенствовании.

Приведу пример работы с группами по теме «Travelling». Весь класс выбирает вид путешествия и его маршрут. Каждой группе дается задание подготовить свою часть работы: заказать билеты и гостиницу для всей группы, подготовить багаж, разработать программы пребывания туристов или официальной делегации в конечной точке маршрута. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается качественное усвоение всего материала урока.

Таким образом, с самого начала пути группы имеют как бы двойную задачу: академическую (достижение познавательной и творческой цели), а также социальную – осуществление в ходе выполнения заданий определенной культуры общения. Учитель обязательно отслеживает не только успешность выполнения академического задания группами учеников, но и способ их общения между собой и оказания необходимой помощи друг другу.

Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание, надо сделать так, чтобы ученик сам захотел приобретать знания. Древняя мудрость гласит: «Можно подвести верблюда к воде, но нельзя заставить его напиться». Поэтому проблема мотивации к самостоятельной учебной деятельности учеников не менее, а может, и более важна, чем способ организации условий и методика работы над заданием. Совместная работа как раз и дает прекрасный стимул для познавательной деятельности, а следственно, служит преодолению психологических, личностных и образовательных барьеров.

Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знаниям, – это деятельность». Поэтому я стараюсь, чтобы мои ученики, имеющие разные уровни знаний, могли использовать их в реальной жизни: общаться на английском языке между собой и с иностранцами, петь и слушать песни, сочинять стихи, успешно сдавать экзамены, поступать в университеты, становиться хорошими специалистами своего дела. И знание английского языка помогает им.

Действительно, чтобы знания становились инструментом, а не залежами ненужного старья на задворках интеллекта, ученик должен с ними работать. И этому учим их мы, учителя.

Особенно интересный прием – это технология учебного мозгового штурма. Его ценностями являются:

1. Активная форма работы как дополнение или противовес репродуктивным формам учебы.

2. Ученики тренируются в умении кратко и четко выражать свои мысли.

3. Участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель.

4. Учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею.

5. Учебный мозговой штурм вызывает большой интерес учеников, на его основе легко организовать деловую игру.

Приведу пример мозгового штурма на уроке английского языка. Несколько лет мировая пресса писала о загадочных кругах, которые таинственно возникали на пшеничных полях графства Уилтшир в Англии. В пределах такого круга стебли злаков почему-то согнуты и уложены на землю по часовой стрелке. При этом если сначала появлялись просто круги, то потом они стали переплетаться, составляя замысловатые фигуры. Я попросила учеников выдвинуть гипотезы, объясняющие это явление. Ответы учеников были следующими: 1) неравномерность в строении почвы; 2) в почву попал яд; 3) стаи птиц высаживаются кольцами; 4) особые метеорологические явления типа торнадо или шаровых молний.

Самое главное правило в проведении мозгового штурма – никакой критики! Это непросто. Так уж мы воспитаны, что в каждом из нас живет великий критик, так и хочется отбросить какие-то идеи. Учебный мозговой штурм учит терпеливому вниманию к чужой мысли, а это хорошее качество не только для учебы.

Итак, на своих уроках я стараюсь не только обучать, но и воспитывать ученика, соединяя мир детства и мир взрослости, составляя единый мир людей, учителя и учеников. «И воспитание, и образование нераздельны, – подчеркивал Лев Толстой, – нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно».

Свою статью я хочу закончить словами легендарного педагога Шалвы Амонашвили, который утверждал, что «маленькие дети приходят в школу, и их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового и интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям. Всматриваясь в унылые лица старшеклассников на многих уроках, невольно спрашиваешь: «Кто погасил их лучезарные взгляды? Почему пропали желание и стремление?» Поэтому я стараюсь правильно, тактично, с умом использовать все свои знания и 27‑летний опыт педагогической деятельности, чтобы огонек в глазах сохранялся на протяжении долгой и кропотливой учебы.

Лала САТАК, учитель английского языка школы №2114

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте