Английский министр образования Майкл Гоув выступил 7 февраля перед британским парламентом с речью о реформе образования. Основные изменения должны затронуть образовательные стандарты, экзамены и усиление контроля школ. Приводим часть выступления министра, касающуюся основных направлений реформы.
Изменения в системе экзаменовБудут реформированы экзамены за неполную среднюю школу.Знания должны оцениваться линейным образом, по окончании изучения того или иного учебного курса. В таких предметах, как английский язык и история, будут оцениваться расширенные письменные ответы на экзаменационные вопросы, тесты будут включать в себя меньше простых или сложноструктурированных вопросов. Как в математике, так и в естественно-научных дисциплинах должно быть уделено больше внимания задачам, требующим численных решений.Внутренняя оценка достижений учащихся самим учителем и работа с учебными пособиями для подготовки к экзаменам будут сведены к минимуму и использоваться только в необходимых случаях, требующих обеспечения эффективной и глубокой оценки усвоения конкретного материала учебной программы.Важно отметить, что экзаменационные задания будут составлены таким образом, что это позволит учащимся, получившим хорошую подготовку в школе, справиться с ними. Я ожидаю, что примерно такой же процент школьников, как и сейчас, будут выбирать курсы повышенного уровня, которые ведут к сдаче экзаменов.Учащимся будет предоставлено право выбора некоторых экзаменационных заданий – более простых или более сложных. При этом в результате внесенных изменений школьники смогут получить высокую оценку на любом уровне экзамена. Теперь не будет искусственных ограничений достижениям учащихся, их не будут заставлять выбирать между базовым и более высоким уровнем. Например, в каких-либо предметах можно будет выбрать базовый уровень и получить по нему высокую оценку, а можно еще написать эссе или выполнить другую работу и получить дополнительные баллы. Нельзя лишать школы возможности предоставлять своим учащимся свободный выбор заданий.Я попросил Бюро по квалификациям и экзаменам сделать все, чтобы мы имели новые экзаменационные требования по обязательным академическим дисциплинам – английскому языку, математике, естественным наукам, истории и географии – уже к началу 2015 учебного года.Полагаю, эти изменения приведут к стремительному и значительному росту уровня образования по всей стране, вооружая большее число молодых людей знаниями и умениями, которые потребуются им для полного раскрытия своих способностей.Улучшить контрольТолько реформирования экзаменационных требований недостаточно для гарантирования высокого стандарта образования каждому ребенку.Мы должны также реформировать оценивание уровня работы самих школ, что необходимо для обеспечения гарантий получения хорошего образования каждым учащимся.Существующие утвержденные оценочные таблицы, как правило, учитывают только то, какое число учащихся в школе получает удовлетворительную оценку по пяти предметам, включая английский язык и математику.Эта обманчиво простая оценка содержит в себе три ошибочных стимула для школы.Во-первых, она подталкивает школы проводить экзамены по тем предметам, которые школьникам будет легко сдавать, а не по тем, которые могут быть полезными для каждого ученика.Во-вторых, это приводит к исключительной концентрации на пяти предметах в ущерб более широкому учебному плану.И наконец, такой подход приводит к тому, что учитель в основном тратит свое время и энергию на учеников со знаниями на границе удовлетворительной и неудовлетворительной оценок C и D, обделяя своим вниманием учеников с более высоким или более низким уровнем знаний.Поэтому сегодня я предлагаю более сбалансированную и более объективную систему оценки и контроля школ, введя два новых измерения: процент учащихся в каждой школе, преодолевших проходной порог оценки по обязательным дисциплинам – английскому языку и математике; среднее значение оценки, которое показывает продвижение каждого ученика за период обучения в неполной средней школе.Среднее значение покажет достижения учащихся на широком спектре из восьми учебных дисциплин.В дополнение к английскому языку и математике это даст количественный показатель того, как учащиеся успевают по трем выбранным дисциплинам из предметов английского бакалавриата – естественным наукам, истории, географии, иностранному языку и информатике, а также по факультативным дисциплинам из трех областей – искусство и дизайн, академические предметы или углубленное профессиональное обучение.Этот показатель подтолкнет школы к тому, чтобы работать по широкому и сбалансированному учебному плану и программам, к повышению качества преподавания и успеваемости по всем предметам. Это также обеспечит возможность для каждого учащегося изучения дисциплин английского бакалавриата.Показывая значение средних, а не отдельно выделенных (выхваченных) показателей, вводимые измерители учитывают достижения всех учащихся, включая как слабо успевающих, так и отличников.Усилить национальные образовательные стандартыОдновременно с предложенными изменениями по проведению экзаменов и содержанию оценочных таблиц мы публикуем наши предложения по новым национальным образовательным стандартам в Англии.За последние два года мы просмотрели и проанализировали учебные программы наиболее успешных школьных систем Гонконга, Сингапура и штата Массачусетс в США.Мы также собрали вместе лучшие компоненты учебных программ и некоторые наиболее удачные методики из разных школ нашей страны. Результат этой работы публикуется сегодня – новый проект национальных образовательных стандартов XXI века, в котором отражены наши высокие ожидания по каждой учебной дисциплине.Мы намерены дать каждому ребенку независимо от его социального происхождения широкое и сбалансированное образование, чтобы к окончанию обязательной школы он был бы готов к продолжению обучения, к профессиональной деятельности и взрослой жизни.Все присутствующие в настоящее время в школе учебные предметы будут сохранены как в начальной, так и в средней школе – с важным дополнением к их списку иностранных языков, которые будут изучаться в младшей средней школе.Наши новые проекты учебных программ по обязательным дисциплинам перспективны и амбициозны – большое внимание уделено фундаментальным блокам обучения, для того чтобы каждый ребенок получил знания и умения, позволяющие ему достичь успеха в будущей взрослой жизни.Ключевой принцип наших реформ заключается в том, что мы считаем государственные стандарты только частью учебной программы каждой школы. У каждой школы должна быть свобода в формировании учебного плана, соответствующего пожеланиям и приоритетам своих учеников – такой свободой уже пользуется растущее число академий и свободных школ и, конечно, частные школы.Таким образом, учебные программы практически по всем учебным предметам, исключая три основные – английский язык, математику и естественные науки, – были значительно сокращены. Мы специально убрали ненужные предписания о том, как нужно учить, и все внимание сосредоточили на основных знаниях и умениях, которыми должен овладеть каждый учащийся.В математике, используя опыт стран Восточной Азии, особое внимание было уделено арифметике и более сложному материалу по обыкновенным и десятичным дробям, а также процентам с целью построения крепкой базы для изучения алгебры.В естественных науках более детально рассматриваются ключевые процессы от эволюции до энергии.В курсе английского языка более четко изложены такие разделы, как правописание, синтаксис, грамматика, больше внимания уделено великим произведениям классической литературы, а в курсах иностранных языков сделан акцент на освоении правильных грамматических форм и навыков перевода.В географии внимание уделено умению локализовать объекты на картах, находить ключевые географические объекты – от столиц государств до величайших рек мира.В истории главное – это осмысленное изложение развития Британии, знакомство с жизнеописаниями героев и героинь нашего прошлого.В искусстве и дизайне больше внимания уделено навыкам живописи и графики, в музыке – балансу исполнительской техники и восприятия.Мы заменили старый курс информатики новым курсом компьютерных наук, составленным с привлечением помощи специалистов компаний «Гугл», «Фейсбук» и наиболее талантливых британских ученых-компьютерщиков, а также включили тщательно разработанный курс компьютерных наук в программу экзаменов английского бакалавриата.ЗаключениеОпираясь на более четкий контроль, более амбициозные стандарты и инструменты оценивания мирового уровня, я полагаю, что нам удастся создать систему образования, которая сможет конкурировать с лучшими системами образования в мире, такую, которая давала бы каждому молодому человеку независимо от его происхождения образование высокого уровня, удовлетворяющее его жизненным целям и ведущее к достижениям, в которых он нуждается и которых заслуживает.Перевод Наталии ВОСКРЕСЕНСКОЙ
Комментарии