search
main
0

Англичане были в шоке. Прослезились и подарили «Британнику»

Директор школы, что хозяин большого поместья, должен постоянно держать в голове сотни мелочей и нюансов. Хотя, если быть совсем точным, то слово «мелочь» – вообще не из его лексикона. Успех и процветание огромного школьного хозяйства во многом зависит от того, насколько у директора хорошая память. Умеет ли он зараз упомнить все детали – от новых чашек для столовой до учительских премий к Восьмому марта. Умеет ли быть в курсе работы всех подразделений и одинаково виртуозно управлять и бухгалтерией, и библиотекой. Кстати, о библиотеке: в наш информационный век она превращается из пыльного книгохранилища, где само время, кажется, остановилось, в настоящее лицо школы, в ее двигатель, предмет главной гордости, а значит, и заботы. Именно библиотеке посвящен наш сегодняшний Директорский клуб.

Если у любого другого директора при мысли о библиотеке в голове начинает пульсировать всего одна болезненная точка, то у Людмилы Святун, руководителя столичной школы №1302 – целых три. Потому что и библиотек в ее хозяйстве тоже три. Отдельный книжный фонд принадлежит начальной школе, еще один – средней, особая гордость – иностранная библиотека, где собрана книжная коллекция аж на пяти языках: помимо традиционных английского, немецкого и французского, еще испанский и шведский. Конечно, для школы с углубленным изучением иностранных языков это, вроде как и не роскошь, а условие для полноценной жизни, если бы не одно «но» – катастрофическая нехватка места. В здании, построенном по «миниатюрному» проекту 20-летней давности, учатся сегодня больше тысячи ребят. К счастью, начальную школу удалось переселить в бывший детский сад через дорогу, но и этого недостаточно. Положение бы спасла пристройка, но пока это всего лишь светлая мечта. Однако, несмотря на тесноту, Людмила Александровна пошла на то, чтобы у каждой ее библиотеки было свое помещение. Развернуться во всю широту талантливой души в просторной новостройке – дело нехитрое, а вы попробуйте мыслить инновационно, «широко и по-государственному», когда эту самую душу ограничивают квадратные метры.

Правило №1.

В ногу со временем

Когда из Департамента образования Москвы пришло указание оснастить каждое школьное книгохранилище автоматизированным рабочим местом библиотекаря – компьютером и прочей хитрой техникой, школа №1302 одной из первых не просто установила у себя АРМ, но сделала все, чтобы библиотекарь научился им пользоваться.

– До сегодняшнего дня я работала со специальной программой «Марк», теперь, правда, будем переходить на «1С-Школьная библиотека», – говорит библиотекарь Елена Макарова. – «Марк» позволяет один раз ввести информацию о книге, а потом использовать ее по-разному: составлять каталожные карточки, указатели новых поступлений, библиографические справки. Конечно, программа эта непростая, освоить ее довольно сложно, но работать в ней потом очень удобно. К счастью, во время учебы меня не бросили «тонуть» в одиночестве: приставили опытного программиста, нашего учителя информатики, он и помог мне выплыть. Так что всем своим коллегам рекомендую такой же творческий дуэт, только тогда знакомство с новыми информационными технологиями пройдет качественно и максимально безболезненно.

В школе №1302 встречу педагогов с компьютерами вообще организовали очень грамотно и без всяких стрессов. Сначала абсолютно всех усадили за машины исключительно в экскурсионных целях и только потом устроили бесплатные курсы для всех желающих.

Правило №2.

В нужное время, в нужном месте

Денег на новую художественную литературу у среднестатистических российских школ как не было, так и нет. И школа №1302, увы, не исключение. Тем не менее тут удалось накопить очень приличное учебное, методическое, художественное и научно-публицистическое собрание, а роскошным иностранным фондом в более чем 5 тысяч томов и вовсе есть смысл восхититься.

– В самые финансово-неблагополучные времена школа всегда очень внимательно следила за тем, какие городские библиотеки раздают свои списанные книги, и никогда не считала зазорным такой возможностью пользоваться, – говорит Людмила Александровна. – Что-то отдавали родители, у выпускников вошло в традицию дарить школе дорогие энциклопедические словари. Сегодня, к счастью, ситуация стабилизировалась, комплектование стало более целевым и более разнообразным. Не бывает месяца, чтобы из окружного управления не поступила хоть какая-нибудь литература, в том числе и художественная по программе. К началу нового учебного года библиотека получила издания Солженицына, Распутина, Шолохова, пришли новенькие тома Грибоедова, Пушкина, Тургенева, произведения о Великой Отечественной войне. Конечно, о модных современных авторах – Мураками, Пелевине или Акунине остается только мечтать, но удалось подружиться с районной передвижной библиотекой, которая передает интересующую детей периодику – журналы «Юный техник», «Техника молодежи», «Юный натуралист».

Благодаря умению оказаться в нужное время в нужном месте родилась и иностранная библиотека.

– В начале 90-х в Великобритании прошла акция «Миллион книг для России», – рассказывает Елена Макарова. – Британский совет бесплатно рассылал самую разную литературу во все бывшие союзные республики. Узнав об этом, мы, конечно же, тоже стали участниками этой благотворительной программы. Когда через год Британский совет прислал инспекторов, они поразились, что все их подарки не пылятся на складе под замком и не исчезли в неизвестном направлении, а уже давно «работают» – учителя знакомятся со всеми новинками на заседаниях методобъединений и тут же адаптируют их под свои программы. В знак восхищения англичане подарили нам еще и полное собрание энциклопедии «Британника».

Правило №3.

Учиться и общаться

Еще одной немаловажной составляющей школьного успеха вообще и библиотечного в частности Людмила Святун считает активное участие ее питомцев во всевозможных международных конкурсах и программах обмена. Английский язык тут учат с первого класса, французский и немецкий – с пятого, при желании можно взять еще испанский или шведский, поэтому в старшей школе ребята говорят уже свободно и без стеснения, более того – блестяще сдают международные экзамены. Одно время школьники ездили по обмену в Аргентину и Германию, три года подряд самых одаренных приглашали в США через программу АСПРЯЛ, крепкая дружба сложилась со школьниками из северного шведского городка Питио. И если кто другой везет из дальних странствий сувениры, то здешние учителя и их воспитанники – книги и журналы, которые потом всегда торжественно отдают в родную библиотеку.

Правило №4.

Хвалить и ценить

Людмила Александровна не устает подчеркивать, что успех школы – это успех целой команды, которую нужно не только тихо ценить, но и громко хвалить, потому что благодарности много не бывает. Только с командой, которая знает, что ее старания и победы никогда не останутся незамеченными, можно идти вперед и мечтать. Мечтать о современной медиатеке, для которой в сегодняшнем здании просто нет места, и о новой пристройке, куда эта медиатека вполне бы поместилась…

Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте