search
main
0

Ангелина ВОВК: Учителя передавали нам дух творчества

В детстве она мечтала стать сначала летчицей, потом стюардессой, чтобы непременно быть ближе к небу. Ее с самого детства завораживали люди творческих профессий. Если парить не в небе, то хотя бы в балетной пачке по сцене или мыслью и поэтическими образами на бумаге. И хотя судьба вела ее немного другим путем, она до сих пор не разучилась мечтать и восхищаться. Только теперь она претворяет свои (и не только свои) мечты в жизнь. Может быть, именно поэтому ее трудно застать в плохом настроении, ей просто некогда предаваться унынию. «Будильник», «Спокойной ночи, малыши», «Веселые старты», «Музыкальный киоск», «Утренняя почта» (еще до Юрия Николаева), всеми любимая «Песня года» (за долгосрочное ведение этой программы наша героиня даже попала в Книгу рекордов Гиннесса) и еще очень многие проекты – это все она, Ангелина Вовк, блистательная телеведущая, преподаватель сценической речи в МГИК и просто замечательный человек. Недавно она отметила свой юбилей. «8:0 в мою пользу!» – говорит она о своем возрасте, и не каждый отважится с ней потягаться!

Ангелина ВОВК
Фото из личного архива Ангелины ВОВК

 

– Ангелина Михайловна, существует знаменитое исследование шведского психолога Эриксона, который занимался изучением способностей студентов берлинской Академии музыки. Он поделил всех студентов-скрипачей на три группы: 1) потенциальные солисты мирового класса; 2) перспективные музыканты; 3) те, кому светит карьера школьных учителей музыки, если они не перестанут заниматься. Затем психологи стали считать, сколько представители каждой группы тратят на репетиции. Оказалось, что студенты первой группы наиграли к тому моменту около 10000 часов, второй – около 8000, третьей – около 4000. Из чего ученые сделали вывод, что дело не в даровании, а в трудолюбии. Похоже ли это на правду, на ваш взгляд? Как вы думаете, что главным образом способно приблизить музыканта к успеху?

– Я считаю мнение ученых ошибочным. Почему? Потому что в основе каждого успеха в профессии, которую человек выбрал, лежит прежде всего любовь к тому делу, которому он хочет посвятить свою жизнь. Во-вторых, должны быть призвание и талант. И уже потом я поставила бы трудолюбие. Ничего не возможно добиться, если человек неталантлив. Бывает, что у человека есть талант, но в чем-то другом. Так что я могла бы поспорить с учеными.

– А кем вы сами мечтали стать в детстве?

– Если говорить о моем детстве, то у всех маленьких девочек мечта – стать артисткой. В то время советское кино играло огромную роль в нашей жизни. И, конечно же, все девочки в нашей школе мечтали сниматься в кино. После того как мы побывали в театре и посмотрели балет, мы все стали мечтать стать балеринами. На худой конец певицами, но обязательно работать в театре. Когда я повзрослела, решила идти по стопам отца. Захотела стать стюардессой. Отец мой был летчиком. Во время войны он не вернулся с боевого задания. И вот я решила тоже улететь в небо. Но судьба распорядилась по-другому.

– И распорядилась самым справедливым образом, сделав вас звездой телеэкрана. А когда вы поняли, что телевидение – это ­ваше?

– Именно тогда, когда я впервые пришла на телевидение работать. А было это так. После школы я поступила в ГИТИС на курс Григория Григорьевича Конского. По окончании института я была приглашена в кино и целый год провела в Крыму со съемочной группой. А когда осенью вернулась в Москву, в театр уже невозможно было попасть, труппы были укомплектованы. Поэтому я решила поступить на курсы дикторов. Была принята в дикторский отдел Центрального телевидения и с тех пор не изменяла выбранной профессии на протяжении всей своей жизни.

Я буквально с первых шагов влюбилась в профессию диктора. Тогда нас всех называли дикторами. Это сейчас много телеведущих, которые, по сути, являются теми же дикторами, что и мы. Такое в моей жизни было новым, и мне нравилась та атмосфера, которая царила в те годы на Шаболовке. Она была очень творческой. Люди увлеченно работали над передачами. И передачи эти были добрыми в отличие от современного телевидения, когда ты видишь много негатива и встречаешь достаточно непрофессиональных людей на экране. Но много и хороших ведущих. Когда я начала работать на телевидении, в основном вела детские программы. Хотя художественный руководитель нашего отдела Игорь Леонидович Кириллов хотел, чтобы я читала новости. Но у меня для этого не было ни желания, ни любви (а, как я уже говорила, человек должен к любому делу подходить с любовью), да и вообще не было у меня той строгости в облике, которая требовалась в данном случае. А вот детские передачи мне были по нутру. Конечно, мне нравились и музыкальные передачи. И первая из них, которую я провела, – «Музыкальный киоск». Это была авторская программа Элеоноры Беляевой, но на протяжении многих лет я замещала ее, когда она уезжала в отпуск, потому что всем нравилась моя манера ведения этой передачи.

– На актерском факультете ГИТИСа вы занимались у таких мастеров, как упомянутый вами народный артист РСФСР Григорий Конский и народная артистка СССР Ольга Андровская, ученики Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Что отличало учителей той эпохи? Какие у них были подходы к преподаванию?

– Мой любимый учитель народный артист России, артист МХАТа, профессор Григорий Григорьевич Конский был удивительно тонким человеком, с колоссальным чувством юмора, талантливым в своей профессии. Он с нами разговаривал очень доверительно, рассказывал много интересного о гастролях МХАТа по нашей стране и в других странах мира. Конечно, было интересно общаться с людьми такого уровня, как Ольга Николаевна Андровская, Светлана Леонидовна Собинова (дочь знаменитого певца). Они всю жизнь росли в творческой атмосфере, потому и нам невольно передавали этот дух творчества, который порой был необходим в жизни, особенно нам, студентам.

– Вы долгое время вели различные музыкальные программы. А какая музыка формировала вас саму? Насколько она отличается от той музыки, которую вы сегодня слушаете в свое удовольствие?

– У нас дома в годы моего детства, конечно, не было телевизора. Но была радиоточка. По радио передавали очень много классической музыки, которую я слушала с удовольствием, потому что Внуково, где мы жили, хотя и считалось одним из районов Москвы, было довольно далеко от центра, где находилась консерватория. Поэтому классическую музыку я впервые услышала именно по радио. Из эстрады я слушала Клавдию Шульженко, а также других исполнительниц того времени, таких как Тамара Миансарова, Гелена Великанова, все они мне сильно нравились. Песни советского периода я очень любила. В то время передавали также много народной музыки, словом, спектр музыкальных радиопередач был огромный, и я всегда находила то, что мне нравилось. В последнее же время не могу себя назвать любителем эстрады, я как-то уже от этого отошла. Тем более современной эстрады. Мне нравится мало современных песен. Не буду их критиковать. Наверное, у многих людей, во всяком случае моего возраста, такая же точка зрения. Мы привыкли к какой-то духовной наполненности музыки, песни. А здесь может быть хорошая, грамотная и даже весьма интересная аранжировка, а текст оставляет желать лучшего. Современные тексты мне не нравятся, потому я и не слушаю сегодняшнюю музыку.

– История «Песни года» и история СССР сегодня воспринимаются во многом неразрывно. Были ли моменты в вашей жизни, когда между советской реальностью и вашими убеждениями возникал сильный диссонанс? Если да, то что это были за моменты?

– Да, «Песня года» в советское время была передачей, которую смотрели все. Улицы пустели, когда по телевизору шла эта программа, потому что, как я уже сказала, песни того периода отвечали духу каждого советского человека. Мы развивались и как-то духовно росли, имея более высокие интересы, чем у многих современных людей, у которых все зациклено на том, как обогатиться. Мы же об этом не думали, потому что в стране все жили приблизительно в равных условиях. Конечно, были те, кто находил тепленькое местечко и жил немного лучше основной массы. Но с теми людьми мы редко общались, поэтому о том, что существуют такие теплые места, я узнала значительно позже. У меня никогда не возникало диссонанса между советской реальностью и моими убеждениями. Я жила теми убеждениями, которыми жил весь народ. Безусловно, мне не нравилось, что люди поступали, с моей точки зрения, некрасиво, творили неблаговидные дела, но этого было очень мало, это широко не обсуждалось на радио и телевидении, люди доверяли более серьезным и умным передачам, чем многие нынешние, зачастую не интересные для большинства слушателей/зрителей. Мы росли и формировались совершенно в другой атмосфере.

– А если бы вам вновь предложили вести «Песню года», вы бы вернулись?

(Улыбается.) Конечно, отказалась бы. Во-первых, как я уже сказала, современная песня потеряла для меня ту духовность, которая была раньше. А потом я уже в силу возраста не смогла бы вести эту программу. Там молодежь, у нее своя жизнь, свои интересы, кумиры, в том числе и телекумиры, поэтому я для них не представляла бы никакого интереса, впрочем, как и они для меня.

– Недавно вы отпраздновали свой юбилей, с которым мы вас искренне поздравляем. С чем вы к нему подошли? Чем сейчас занимаетесь помимо «Песенки года» и Творческой академии?

– Спасибо. Хочу поделиться еще одной стороной своей деятельности. Я заведующая кафедрой сценической речи в Московском государственном институте культуры. А в этом году стартует еще одна очень интересная программа – федеральный проект «Творческие люди». Во МГИКе создан Центр непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров. Уже установлено взаимодействие с региональными министерствами культуры многих областей и республик, вскоре планируется провести обучение более чем по двадцати программам. Как только будут получены заявки, мы приступим к занятиям. Они будут как очными, так и дистанционными.

– Вы каждый год проводите в лагере «Орленок» фестиваль «Песенка года». Творческие дети сегодня отличаются от тех, что были раньше?

– Когда рухнул Советский Союз, а вместе с ним и программы детской редакции, я не успокоилась и написала письмо Владимиру Владимировичу Путину. По его распоряжению на экраны было возвращено детское телевидение. Правда, я забыла попросить, чтобы для моего фестиваля «Песенка года» там нашлось время. Но каждый год на протяжении вот уже двадцати лет мы проводим фестиваль «Песенка года» в одном из лучших центров отдыха детей «Орленок» на берегу Черного моря. Дети со всей страны приезжают на этот фестиваль со своими песнями, с желанием завоевать звание лауреата. Они не просто участвуют в фестивале, а потом разъезжаются, они еще прекрасно отдыхают 21 день, потому что «Орленок» – это такое чистое место силы на Земле и в нашей стране, особенно сейчас. Детям там хорошо, о них заботятся. На территории «Орленка» запрещено курить и делать многое, что позволяют себе те же дети за его стенами. Здесь же создана особая, здоровая атмосфера. Дети у нас замечательные, они здороваются с тобой, когда проходят мимо, занимаются спортом, пением, встречаются на костровых площадках, узнают много нового и интересного. Я люблю «Орленок» и счастлива, что именно там проходит наш фестиваль. Сейчас появилась возможность готовить детей к фестивалю и в нашей Творческой академии для детей и молодежи. Она находится на Якиманке, открылась совсем недавно, и мы только в начале пути. Мы хотим, чтобы дети приходили к нам за новыми знаниями, общались с творческими интересными людьми (а таких встреч будет, несомненно, много), занимались вокалом, музыкой, чтобы они познавали мир благодаря взрослым, уже добившимся успеха, людям, которые могут чему-то научить, что-то подсказать, направить. Мы приходим на эту землю для того, чтобы учиться друг у друга: взрослые – у детей, дети – у взрослых. И все должно быть пронизано уважением друг к другу, потому что каждый – и ребенок, и взрослый – это индивидуальная личность со своим миром, это целый космос. Поэтому, общаясь с детьми на «Песенке года» в «Орленке» или здесь, в академии, мы тоже у них учимся и помогаем им осуществить свою мечту.

В этом году префектура ЦАО вместе с нашей творческой группой проводит отборочные туры на территории Центрального округа нашей столицы. Фестиваль будет посвящен тематике Великой Победы. Кроме того, мы получили заявки из многих регионов России, и везде пройдут отборочные туры. А победители летом поедут в «Орленок» по бесплатным путевкам для участия в фестивале и отдыха.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте