Москва, будучи поликультурным российским мегаполисом, находится в зоне повышенного риска, поскольку именно здесь высокая по сравнению с другими регионами России концентрация радикальных политических сил и максимальная плотность населения придают дополнительный импульс агрессивному поведению горожан.
Развитие сети Интернет, с одной стороны, обеспечивает детям доступ к знаниям, с другой же – позволяет деструктивным по своей сути движениям, сектам, течениям исподволь толкать молодежь на необдуманные поступки, последствия совершения которых в силу отсутствия достаточного жизненного опыта предусмотреть они не могут. Для достижения своих целей экстремистские организации активно используют такие социальные сети, как Facebook, ВКонтакте, YouTube, а также всевозможные форумы, чаты, тематические сайты «Кавказцентр», «Вилаят Дагестан». В Интернете представители экстремистских организаций создали ресурсы, на которых пропагандируют разжигание межнациональной, расовой и религиозной вражды путем проведения интернет-игр под общим названием «Большая игра. Сломай систему!». Действия участников этих игр имеют провокационный характер, формируя установки противоправного поведения (от нанесения националистических символов и нацистской символики до проведения силовых акций в отношении лиц «неславянской внешности» и представителей правоохранительных органов). Помимо пропаганды эти игры вырабатывают навыки одновременных согласованных действий, в том числе по флешмоб-технологии. (Мониторинг безопасности образовательной среды школ, проведенный МРЦ БОС в 2013 году, показал, что почти четверть (24,7%) школьников старших классов имеют опыт участия во флешмобах и, по сути, навыки в оперативной организации уличных акций. С помощью новых технологий, позволяющих общаться в режиме реального времени, участники протестных акций легко координируют свои перемещения, узнают о времени и месте протестной акции, о действиях полиции.)Особое внимание надо обратить на контроль за преподавателями, которых пытаются вовлекать в свою деятельность тоталитарные организации, осуществляющие свою деятельность на территории московского региона (например, международную тоталитарную деструктивную организацию «Международная ассоциация саентологов»). Я считаю, что необходимо уделить особое внимание и крайней форме экстремизма – терроризму. Основным элементом терроризма стал идеологический компонент, именно террористическая идеология, направленная на убеждение человека в возможности, целесообразности и необходимости применения устрашающего насилия, формирует из обычного обывателя фанатика идеи, ради которой он готов совершать любые преступления, будучи при этом полностью убежденным в своей правоте. Современный террорист – это не бандит в черной маске, с бомбой и автоматом в руках. Топ-менеджеры терроризма – хорошие психологи, осваивающие приемы манипулирования сознанием людей. Логичным и наиболее действенным полем профилактики молодежного экстремизма и терроризма служит образовательная среда. В настоящее время можно выделить пять основных методов профилактики экстремизма.Метод «информационной прививки», например, предполагает распространение информации об опасности экстремизма, экстремистских организаций и об их манипулятивных методах пропаганды и вовлечения в свою деятельность (психологическое просвещение). Особое внимание рекомендуется уделять информированию об опасности религиозных, националистических и политических идей экстремистов, разъяснению мотивов поведения членов данных организаций. Надо отметить, что сам по себе этот метод не обладает высокой эффективностью. Несмотря на то что информационные программы способствуют повышению уровня знаний, это необязательно сопровождается формированием соответствующих установок. Следовательно, для повышения эффективности профилактической работы этот метод необходимо сочетать с другими.Одним из главных направлений профилактики экстремизма в образовательной среде должно стать формирование толерантности у педагогов и обучаемых, мир в школьных учебниках и в объяснении преподавателя не должен выглядеть «простым и застывшим». В любой науке всегда есть место дискуссии, противоречиям, незавершенности. Не стоит считать, что это не детского ума дело. «Толерантную тренировку» сознания, развитие поисковой активности в процессе учебной деятельности можно отнести к одному из приоритетных направлений профилактики экстремизма.Важно понимать, что толерантность не противоречит патриотизму. Наоборот, на уважительное отношение к чужой вере и культуре способен только человек с положительной социальной идентичностью, уверенный в высокой ценности своего народа.В связи с этим полагаю целесообразным продолжить положительную практику проведения уроков толерантности в учебных заведениях для изучения в доступной для учащихся форме основ мировых религий, национальных культурных традиций этносов, представленных в РФ, а также проведения лекций, семинаров и круглых столов, посвященных правильному поведению в поликультурном обществе, правильному выстраиванию межличностных отношений на принципах взаимного уважения с приглашением в образовательные учреждения ветеранов войн, заслуженных спортсменов, деятелей культуры и искусства, представителей местных диаспор и конфессий. В профилактической работе необходимо использовать книги, видеофильмы и интернет-ресурсы подходящей тематики, формирующие ценности толерантности, ненасилия, мультикультурности, разъяснять на родительских собраниях необходимость постоянного контроля за поведением детей во внеучебное время для своевременного выведения его из-под возможного влияния преступной среды; выявлять и пресекать деятельность представителей экстремистских структур, пытающихся проводить свою работу в образовательных учреждениях, на стадионах, спортивных площадках, в клубах и других местах сбора учащихся, где, как показывает практика, осуществляется вовлечение детей и подростков в противоправную деятельность. В работе нужно активнее использовать возможности таких молодежных организаций, как «Юный друг милиции». Особое внимание необходимо обращать на работу кадровых подразделений для недопущения проникновения в систему образования лиц из числа экстремистски настроенных активных участников национал-радикальных движений или лиц, придерживающихся этих взглядов, а также так называемых сочувствующих. Они заинтересованы в получении доступа к работе военно-патриотических, военно-спортивных организаций, поисковых отрядов, где имеют возможность распространять свои идеи и вербовать в свои ряды новых сторонников; организовать спортивный досуг молодежи, предоставлять ей возможности для творчества, развития талантов, повышения уровня знаний в интересной и доступной форме; для старшеклассников, учащихся колледжей и студентов – создавать возможности для организации не обременяющего возмездного трудового процесса, что позволит молодежи быстрее социализироваться и подготовленными входить во взрослую жизнь. Кроме того, имеет смысл совместно с сотрудниками правоохранительных органов осуществлять проверки традиционных мест притяжения молодежи для стимулирования стремления вести здоровый образ жизни и избежать так называемого дурного влияния криминальных факторов, вести постоянную работу над антитеррористической защищенностью объектов образования.Международный и российский опыт показывает, что запретительными мерами разрешить проблему экстремизма невозможно. Плановая профилактическая работа требует творческого подхода педагогов и администрации образовательных учреждений, открытости передовому опыту, готовности к принятию новых идей, форм и методов работы. В известном смысле специалист, занимающийся профилактикой, должен шагать в ногу с молодежью, быть таким же динамичным, нестереотипным, готовым к широкому взгляду на мир и смелым экспериментам. Важна и установка на самосовершенствование, систематическое повышение квалификации педагогов и административных работников. Только комплексные меры, направленные на борьбу с экстремистскими проявлениями среди молодежи, приведут к положительному результату.
Комментарии