search
main
0

Андрей РУБАНОВ: Патриотизм начинается с букваря

С писателем Андреем Рубановым мы поговорили о том, почему стали хуже писать и выходит мало сильных книг, об обуздании насилия, о воспитании патриотизма и отношениях с государством. Автор сценария фильма «Викинги», ряда романов, включая «Патриот», лауреат многочисленных премий, высказался о построении будущего, об утверждении себя и своей правды, о левых идеях, которые сочетаются с христианскими ценностями.

– Каковы твои писательские амбиции, сформулированы ли личные сверхзадачи творчества? Например, стать пророком, учителем, вождем, чтобы твоей фамилией назвали улицу, станцию метро?

– Вообще что толкает на писательскую стезю, жажда прикоснуться к вечности, страх перед скоротечностью времени? Если бы с первыми книгами вышла неудача, забросил бы все это дело?

– Есть расхожее мнение, что современная отечественная литература в кризисе, стали писать хуже, чем зарубежные авторы. Так ли это?

– Не является ли это следствием установки «что вижу, то пишу», ориентации исключительно на личный опыт автора? Соответственно, и книга не открывает новые миры, а только повествует о писательских «тараканах» и комплексах?..

– Нет ли ощущения литературного перепроизводства – огромного количества авторов и книг, что чревато большими рисками проглядеть, упустить что-то настоящее и стоящее?

– Интригуют ли премиальные циклы, возбуждают ли азарт или это просто фоновый шум?

– Сейчас общество погрязло в обсуждениях пустячковых сиюминутных тем, так же и с книгами. С одной стороны, возникают сомнительные халифы, которым поют щедрые дифирамбы. С другой – все это на час, жизнь книги существенно сократилась, и в новом сезоне практически не вспоминают кумиров предыдущих…

– В школе следует что-то рассказывать о современной отечественной литературе или это опасная территория и необязательная для юных умов?

– Есть ли личный рецепт, с чего начинать, чтобы привить любовь к чтению? Это должен быть шок, какая-то головосносящая книга? Или все это совершенно факультативные вопросы и не имеет никакого значения, читает ли человек художественную литературу или нет?..

– В одном из интервью прочел высказывание, что твоего героя Сергея Знаева терзает и уничтожает разрушительный демон. Но ведь этот демон разрушения бушевал и по всей стране, загоняя ее в пропасть. Изгнан ли он сейчас окончательно из страны, из мужчины или притаился угольком, ждет своего часа?

– Что вообще может противостоять энергиям разрушения? Какие скрепы мог бы обозначить?

– Патриотизм? Вокруг него много спекуляций. Надо ли бояться патриотизма, всегда ли это понятие попадает в спекулятивные сети и становится штампом? Есть ли какая-то формула патриотизма без пошлости?

– Тут у Шукшина в рассказе вычитал: «вдруг ужасаюсь его нечеловеческому терпению, выносливости. И понимаю, что это – не им одним нажито, такими были его отец, дед… Это – вековое». Сейчас есть в мужчине это вековое, восстановилось ли оно, ведь в девяностые казалось, что мужчина в стране окончательно унижен, растоптан и ему не восстановиться?

– Ты говоришь о критическом отношении к действительности. Что больше всего раздражает в нашем сегодня? Быть критичным к государству, к власти – обязательное условие для писателя или могут быть моменты единодушия, что ли? Эта критичность опять же не должна становиться позой.

– Есть ощущение, что мы все больше вязнем в прошлом, в том числе и литераторы бегут туда за сюжетами, в этом страх перед будущим и нигилизм по отношению к настоящему?

– Каков твой проект будущего? Там больше света? Год назад школьники писали сочинения и рассказывали о том, какой видят страну через 20, 30, 50 лет. Или ты на столько не заглядываешь?

– Андрей, сейчас много говорят про левый поворот, быть может, это именно та панацея, которая оживит общественную и политическую жизнь в стране?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте