search
main
0

Андрей ПАЛОУСОВ. учитель истории

Мера ответственности, возлагаемая на современного учителя, чрезвычайно высока, и по логике вещей столь высокая его ответственность должна быть подкреплена соответствующим социальным статусом. Но каков он, статус учителя, в современном социокультурном пространстве? Если отвечать на этот вопрос на уровне эмоций, то высокий. Подойдите к любому человеку на улице и задайте вопрос об учителях. В подавляющем большинстве случаев вы услышите слова благодарности в адрес педагогов. Но является ли это показателем истинного положения учителей в обществе? Из-за низкой заработной платы школа отталкивает многих талантливых молодых людей – особенно мужчин. Из 19 парней нашего выпуска исторического факультета (1994 г.) в системе образования остались два человека. В школе работает один. Остальные подались в самые разнообразные сферы, благо диплом об историческом образовании является одним из самых универсальных. В результате страна вместо 17 учителей получила несколько оперативных работников, банковского клерка, владельца магазина одежды, двух работников ГАИ, администратора цирка, сотрудника таможни, военнослужащего, сотрудника ФСБ, переводчика, двух юристов, специалиста учебного центра МВД.

Не будем скрывать: многие выпускники поступают в педагогические вузы только для того, чтобы «откосить от армии». Конечно, нельзя всех «грести под одну гребенку». Есть истинные фанаты, которых трудности не отпугивают от любимого дела, но их слишком мало, чтобы обеспечить потребности нашей системы образования. Когда в Государственной Думе рассматривалась концепция повышения заработной платы работникам образования, многие депутаты были просто поражены, узнав, что если повысить заработную плату учителям в два раза, она будет составлять 56% от средней по промышленности. Есть над чем задуматься.

Уважают ли у нас в стране труд учителя? Да, уважают. Но, согласимся, уважение уважению рознь. В нашей стране оно весьма оригинально и что-то слишком напоминает ритуал. Придите на любой «последний звонок» или выпускной вечер, и вы услышите огромное количество теплых слов, сказанных учителям. Цветы, подарки – это ли не уважение? Но это уважение к чудаку, который приносит себя в жертву другим. Летчики-камикадзе в Японии тоже пользовались огромным уважением.

Но вот прошел праздник. Предложим выпускникам одну из двух альтернатив: в одну минуту стать преуспевающим юристом, банковским служащим, переводчиком или учителем. Сколько человек выберет профессию педагога? Единицы.

Я уверен, поднять престиж профессии учителя, восстановить ее истинный социальный статус вполне по силам нашему государству. Для этого необходимо осознать, что капиталовложения в сферу образования равнозначны вложениям в сферу с долгосрочной, но стабильной отдачей, ведь чем выше уровень образования в стране, тем стабильнее она развивается. Не надо придумывать ничего нового, достаточно обеспечить выполнение уже существующих законов!

Еще одна проблема, которая волнует меня как учителя-обществоведа – переход на общественное управление образованием. В качестве способа, которым можно было бы придать управлению образованием общественный характер, предлагается система попечительских советов, доказавшая свою эффективность еще до 1917 года. Однако пока мы встречаем крайне скептическое отношение к этому нововведению. Большинство родителей и значительная часть учителей до сих пор рассматривают попечительские советы только с точки зрения формы оказания материальной помощи школе, отбрасывая при этом мысль о более глубоком сотрудничестве школы с общественностью – совершенствование содержания образования, помощь в организации оздоровительных и воспитательных мероприятий, в улучшении обслуживания учащихся.

Будут ли полноценно действовать попечительские советы в нашей стране? По-моему, будут. И примеры положительного опыта уже есть. Необходимо только активно продвигать его и верить в свою победу.

Андрей ПАЛОУСОВ, учитель истории СШ № 8, учитель года Хабаровского края-2003, Комсомольск-на-Амуре

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте