– Андрей Анатольевич, несколько месяцев назад вы присоединились к команде Рыбаков Фонда. Почему вы решили принять это предложение?
– Рыбаков Фонд для меня – это попадание в точку по трем мотивам – смыслу, доверию и действию. Это филантропический фонд, фонд социальных инвестиций, деятельность которого отвечает общественным интересам, а мне это всегда было очень важно в работе. Я разделяю его ценности и смыслы, к которым относится поддержка институтов семьи и школы в исполнении их миссии. При этом фонд опирается на близкое для меня направление в педагогике и педагогической психологии – наследие Льва Семеновича Выготского. Речь прежде всего о развивающем образовании, о том, чтобы ставить личность ребенка в фокус образовательного процесса. А еще фонд упрощает переход школы в активную позицию по отношению к решению общественных задач. Как показывает практика, многие задачи образования школьные сообщества могут решать на своем уровне.
– Как этим процессам способствует проект «Школа Рыбаков Фонда»?
– Самый простой пример: в прошлом году школьные сообщества самостоятельно, решая игровые задачи, через фандрайзинг привлекли 120 миллионов рублей. На мой взгляд, это очень хорошая цифра! Она много значит для тех образовательных организаций, которые добились таких результатов и получили опыт решения задач, требующих материальных ресурсов.
– Расскажите о призовом фонде игры и о Гран-при для победителей.
– Дело в том, что в нашей игре нет ни победителей, ни проигравших, мы не используем эти слова принципиально. «Школа Рыбаков Фонда» – это обучающая игра: абсолютно каждый, кто выполняет задания, побеждает, потому что учится новому, делает свою школу лучше, получает навыки, которые точно пригодятся в жизни за пределами школы.
В этом году призовой фонд составит порядка 20 миллионов рублей. Мы хотим показать, что, оставаясь в действенном, но легком игровом формате обучения и воспитания, участники могут получить серьезные осязаемые результаты.
Но призовой фонд здесь скорее свидетельство серьезности намерений Рыбаков Фонда по отношению к самой идее игры и к участникам проекта. На наш взгляд, одна из больших проблем в образовании – оценивание, а самый простой вариант оценки – по объему финансовой поддержки, хотя, безусловно, не единственный и далеко не самый главный.
Важно, что участники игры работают в легкой, удобной и комфортной среде, учатся формировать сообщества, а призовой фонд при этом помогает появлению важного ощущения, что они занимаются серьезным делом.
Убежден, что ресурсное обеспечение изменений к лучшему играет очень важную роль.
– Это интервью прочитают учителя, руководители образовательных организаций страны. Очередной сезон Школы Рыбаков Фонда стартует уже в эти дни. Как им включиться в проект?
– Мы приглашаем всех пройти на наш сайт и внимательно ознакомиться с условиями. В игре могут участвовать школы, колледжи, центры допобразования, детские сады любой страны мира, при этом рабочий язык игры – русский. В прошлом году, к примеру, с нами играли 3500 школ из 29 стран. Лидерами по количеству участников среди зарубежных государств стали Украина, Казахстан и Киргизия.
Когда коллеги зайдут на сайт игры и нажмут кнопку «Участвовать», их встретит очень дружелюбный бот Арни, который быстро объяснит, что нужно делать дальше. Кроме того, участники получат поддержку от мастеров игры, как только она понадобится.
– А какие регионы России оказались лидерами по количеству заявок прошлого сезона?
– По количеству заявок лидировали Удмуртия, Краснодарский край, Московская область, Москва и Санкт-Петербург. Конечно, нас приятно удивляет количество заявок из Удмуртии, которая стабильно оказывается самым активным участником наших проектов. Наверное, это указывает на то, как серьезно руководство региона относится к социальным проектам, распространяющим передовой опыт.
Также могу поделиться чуть более детальной раскладкой по поступившим заявкам. Всего было порядка 10000 активных участников игры, среди них – округлим – 3600 школьников, 3400 педагогов, 1800 партнеров-выпускников и 1400 родителей. Согласитесь, довольно сбалансированная структура, если переводить эти показатели на составы команд.
– Давайте еще раз акцентируем внимание читателей: в игре предполагается исключительно командное участие?
– В игре участвуют команды. В этом проявляется сама идея создания сообществ. Причем это не сообщество учеников или учителей, это – в более широком смысле – школьное сообщество. В команде должны присутствовать все участники образовательных отношений – дети, родители, учителя, представители администрации школы, а также кто-то внешний по отношению к школе, например выпускник, представитель локального сообщества или организации. Но команда чаще всего начинается с кого-то одного, кто проявляет инициативу, регистрируется сам, а потом приглашает присоединиться других.
– Какие предусматриваются этапы игры? В какие сроки они будут проходить?
– В игре 9 тематических марафонов, которые продлятся с сентября по апрель. Условия каждого марафона открываются раз в четыре недели и помогают школе решать конкретные задачи: превращать разностатусных игроков в единомышленников, вовлекать в сообщество новых людей, привлекать в школу ресурсы, развивать бренд школы и ее представительство в соцсетях, создавать среду для самореализации учителей и учеников.
Очень важно, что марафоны не будут дополнительной нагрузкой для участников, наоборот, все задания привязаны к календарным задачам учебного года. Более того, они помогут реализовать новый план воспитательной работы в игровом формате.
Марафоны можно пройти выборочно, а можно все и по порядку, постепенно продвигаясь к финалу. Мы планируем завершить сезон весной – ориентировочно в мае 2022 года.
К слову, игроки прошлых сезонов говорят о том, что участие в проекте само по себе награда, потому что люди многое открывают в себе и в окружающих, улучшается их восприятие. Тем не менее для участников предусмотрено множество призов.
– Кто придумывает задания?
– В Рыбаков Фонде есть креативная группа, которая не только использует компетенции наших сотрудников, но и привлекает внешних экспертов, в том числе специалистов в области педагогики.
– Одна из участниц игры – Елена Зубачек, учитель английского языка в школе Санкт-Петербурга, – рассказала в СМИ, как благодаря игре удалось сформировать сообщество выпускников. А почему, на ваш взгляд, важно привлекать выпускников к решению задач образовательных организаций?
– Здесь мы возвращаемся к тому, как сложно оценить качество образования. На наш взгляд, один из критериев, по которому можно оценивать качество образования и воспитания в конкретной школе, – это благодарность выпускников. Возвращаются ли они в школу? Беспокоятся ли о том, как идут дела, не нужно ли чем помочь? Как минимум это важный показатель вовлеченности и успешности выпускника в широком смысле слова. Согласитесь, если выпускник возвращается с такими вопросами, скорее всего, он преуспел в жизни, а это в свою очередь означает, что школа сработала очень хорошо.
Выпускник может вернуться и с конструктивной обратной связью по вопросам, которые требуют корректировок, помочь школе своими ресурсами. В том числе, не будем стесняться этого, ресурсами материальными. Так и создаются эндаументы – фонды целевого капитала, которые, безусловно, не закроют все потребности школы, но вполне успешно помогут с решением локальных задач, позволят отодвинуть горизонт планирования.
Вот почему участие кого-то «извне» школы, прежде всего ее выпускника, необходимо в игре.
– Значительную роль в деятельности филантропических организаций играет PR. В августе этого года Школа Рыбаков Фонда получила международную премию за одну из лучших маркетинговых кампаний в сфере НКО. Почему, на ваш взгляд, эксперты выделили этот проект?
– Жюри оценило технологичность игры, органичное использование соцсетей как ее части – все наши участники свободны от каких-либо отчетов, а о выполненных заданиях они рассказывают в своих аккаунтах в любой комфортной для них форме. Внимание привлекло и то, что обучающий проект реализуется в игровом формате. Ведь всегда непросто сделать так, чтобы очень серьезные возможности раскрывались в комфортном и интересном формате. Это была творческая задача, и, видимо, нам удалось ее достаточно хорошо решить.
– Не могли бы вы поделиться историей успеха кого-нибудь из участников игры? Например, была проблема, которая длительное время не решалась, но участие в проекте помогло реализовать идею.
– Например, в одной из школ Санкт-Петербурга на аукционе собрали средства и сделали рекреационную зону для ребят всех возрастов. Ученики покрасили стены по собственному дизайну, вместе с родителями обустроили интерьер.
В Белгороде школа запустила реконструкцию библиотеки – сейчас там строят коворкинг-зону, пространство, открытое для всех участников сообщества, где вслед за родителями и учителями школьников учит и воспитывает образовательная среда.
Или еще один пример из Санкт-Петербурга, где образовательный центр, который из-за пандемии оказался на грани закрытия, заручился поддержкой родителей, получил предложение от инвесторов на 10 миллионов рублей и уже открыл два филиала, которые, кстати, возглавили родители.
– Андрей Анатольевич, в завершение: почему игра актуальна сегодня?
– На мой взгляд, воспитывающие практики, как Школа Рыбаков Фонда, особенно важны в наши дни, потому что происходят существенные изменения в содержании образовательного процесса – и воспитания как его неотъемлемой части. Например, в действующем ФГОС предусмотрены не только предметные результаты, но также межпредметные и личностные. Предусмотрены, но не работают, поскольку их крайне трудно и добиваться, и измерять. И возникает парадокс: возможность есть, необходимость есть, практики почти нет.
Наша игра упрощает формирование школьных сообществ, помогает выращивать их внутри школ, что, на мой взгляд, вполне соответствует концепции Выготского. Фасилитация реального содержательного воспитания сейчас становится особенно важной.
Арслан ХАСАВОВ
Комментарии