search
main
0

Андрагогика

Профессиональное развитие учителей, или Как научить взрослого учиться

Международный бакалавриат (IB) – это международная система образования, которая активно набирает обороты в российских школах. В России насчитывается уже 50 школ, реализующих различные программы IB, 37 из которых находятся в Москве.

С каждым годом таких школ становится больше. В чем их уникальность? Почему эти школы популярны среди родителей и подростков? Почему многие инновационные школы, открываясь, сразу проходят авторизационные визиты на все программы IB?

Существует несколько ответов на эти вопросы. Во-первых, обладатель диплома IB может рассчитывать на поступление в любой из вузов мира, участвующих в программе (а их более 300). Во-вторых, обновленные стандарты IB полностью коррелируются с государственными стандартами, дополняя их необходимыми инструментами для достижения глобальной цели. А цель наша одинакова: воспитать личность, человека, который сможет свободно ориентироваться в быстроменяющемся потоке информации, способен обучаться на протяжении всей жизни. В-третьих, организация международного бакалавриата предоставляет уникальную возможность для профессионального развития сотрудников школы. Именно таким опытом я хотела бы поделиться в этой статье.

Школа №1557 имени П.Л. Капицы на сегодняшний день является авторизованной школой IB, реализующей программу Middle Years Programme (программа средних лет IB, 5-9‑е классы). С 2019 года мы также стали школой-кандидатом по программе Primary Years Programme (программа дошкольного и начального образования). В ближайшем будущем мы видим себя школой международного бакалавриата, реализующей континуум программ IB.

В 2013 году, когда программа MYP только начинала внедряться в стенах нашей школы, остро стоял вопрос о формировании команды, которая сможет нести философию и ценности IB и распространять ее в нашем образовательном комплексе. Директор школы Т.Н. Грабарник понимала, что предстоит «невозможное», сначала перевернуть полностью свое видение, а потом повести за собой людей. Поэтому была необходима мощная перезагрузка в рамках профессионального развития. Таким образом, ежегодно сотрудники нашего комплекса проходят обучение на международных сертифицированных курсах повышения квалификации, имеют сертификаты различных категорий IB, постоянно обмениваются опытом, посещают другие школы, выезжают за границу, чтобы ознакомиться с лучшими образовательными практиками. Мы ознакомились с особенностями образования Финляндии, Италии, Бельгии, Швейцарии, Сингапура, Армении, Казахстана и многих городов России. Таким образом, на сегодняшний день в нашей школе обучены 95% наших сотрудников. Для каждого учителя, в том числе для тех, кто только присоединился к нашему коллективу, разрабатывается индивидуальная траектория профессионального развития.

Я работаю в школе координатором программ IB, и в октябре этого года мною был получен сертификат Workshop leader (международного ведущего семинаров по программе MYP). Андрагогика, или обучение взрослых, стала моим призванием, поэтому с уверенностью могу делиться уникальностью подходов и методик профессионального развития IB.

Андрагогика (гр. νήρ anér – «взрослый человек», «мужчина»; γειν ágein – «вести») – раздел теории обучения, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога.

В чем же самая главная изюминка воркшопов (workshop) IB?

Обучение взрослых по стандартам IB строится на следующих принципах:

– принцип предыдущего опыта. Цель этого принципа – применить имеющийся жизненный опыт участников обучения для решения существующих задач;
– принцип постановки целей и задач. Цель этого принципа – дать возможность участникам самим определить четкие задачи своего обучения и предположить результаты, которых они достигнут по окончании обучения;
– принцип релевантности. Цель этого принципа – выбрать материалы для обучения, которые будут соотноситься с опытом и интересами участников семинара;
– принцип активного обучения. Цель этого принципа – вовлечь всех участников в различные виды деятельности (дискуссии, постановку открытых вопросов, рефлексии, кейсы и т. д.);
– принцип самостоятельного обучения. Цель этого принципа – мотивировать участников брать на себя ответственность за свое обучение и за свои результаты;
– принцип ситуативного обучения. Цель этого принципа – использовать реальные жизненные ситуации, чтобы дать возможность участникам применить приобретенные знания и умения для преодоления трудностей в рамках различных видов деятельности;
– принцип дифференциации. Цель этого принципа – так организовать образовательный процесс взрослых, чтобы все участники вынесли полезный опыт из обучения.

Основным принципом IB является обучение через исследование. Цель этого принципа – стать не просто участником процесса обучения, а его исследователем.

Так в чем же уникальность обучения IB? В том, что после посещения таких курсов хочется бежать и пробовать эти виды деятельности на своих уроках, а самое главное – сразу виден результат применения таких технологий, горящие глаза наших студентов, которые готовы исследовать, развивать в себе навыки, а потом применять все это в жизни.

Екатерина НИКОНОРОВА,
координатор MYP школы №1557 имени П.Л.Капицы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте