search
main
0

Анатолий Скамницкий: Мой корабль – педагогика

Недавно в Институте проблем развития среднего профессионального образования появился новый директор. Для института он человек действительно новый, а вот для системы образования в целом имя Анатолия Скамницкого хорошо известно еще с тех пор, когда министром образования России был Эдуард Днепров. Тогда новоявленный министр собрал под свои ведомственные законы самых разных людей.

– Анатолий Анатольевич, как и кем вы пришли в Минобр?
– Я был приглашен на работу начальником управления издательской деятельности. Когда Днепров ушел, новому министру такое управление оказалось ненужным (позже к такой структуре как крайне необходимой следующий министр вернулся) и меня сделали начальником управления кадрового обеспечения, откуда я позже плавно перешел в начальники международного управления Министерства печати РФ. Меня пригласил на эту работу тогдашний министр Михаил Федотов. В следующий раз мою судьбу изменила реорганизация не внутри министерства, а в целом министерств: Минпечать превратили в просто комитет, поставили во главе комитета Бориса Миронова, тот искал людей, которые могли бы заниматься активным менеджментом, а потому перевел меня в директора “Книгоэкспорта”. Там я проработал почти пять лет.
– И занимались исключительно торговыми делами?
– Я занимался разными делами – издательскими, торговыми, международными, но ни на минуту не переставал заниматься педагогикой – все это время преподавал в педагогическом институте, где ректором Юрий Круглов, читал лекции по педагогике. В этом институте, ставшем теперь Открытым университетом, будучи еще кандидатом наук, я работал профессором. До того момента, когда у меня уже была готова докторская диссертация, я продолжал возглавлять “Книгоэкспорт”, но, выходя на защиту, оставил эту должность и перешел на работу в Открытый педуниверситет.
– Откуда такая любовь к педагогике, что вы пошли на такую жертву?
– А я изначально закончил Куйбышевский педагогический институт, по образованию учитель истории.
– И докторская диссертация по истории?
– Нет, по управлению инновационными процессами в современных условиях.
– Анатолий Анатольевич, о вашей министерской работе известно, но, я думаю, мало кто знает, как учитель истории смог переквалифицироваться в управленца, как, когда, каким образом вы прошли этот путь?
– Вы знаете, самое смешное, что, учась в институте, я работал журналистом – мне казалось, что газетчик должен иметь хорошее историческое образование, чтобы грамотно исследовать окружающую действительность, процессы, происходящие в нашей жизни. Однако влияние пединститута было столь сильным, что после его окончания я стал-таки учителем в обычной самарской школе N 107. Но меня не оставляли в покое, сказывалось представление, что педагогика – дело исключительно женское, а потому по партийному призыву меня делают редактором объединенной газеты “Станкостроитель”. Не успел поработать там несколько лет, как партия сменила курс: на этот раз она была убеждена, что в школе должен работать педагог-мужчина. Меня бросают на прорыв и назначают директором школы-интерната для глухих детей.
– Широкий получается диапазон: из журналистов – в учителя, из учителей – в журналисты, а потом снова в учителя. Да не просто в учителя, вам ведь предложили стать директором школы, где мало быть управленцем, мало быть просто учителем, нужны специальные знания. Вы это понимали?
– Конечно. Поэтому поступил в аспирантуру в Институт дефектологии. Не успел закончить аспирантуру, как меня снова кинули на прорыв: на этот раз я стал директором института усовершенствования учителей в Самаре. Время было такое, что начинались изменения в российской школе, поэтому нужен был другой учитель, нежели раньше. Мы очень часто ездили на совещания в Москву. И однажды директор Центрального института усовершенствования учителей Александр Иванович Нижников сказал: “Анатолий, ты мне нужен!” – и предложил мне должность проректора. Это был период реорганизации ЦИУУ в РИПКРО, работы хватало, теперь приходилось частенько бывать в Минпросе, участвовать во множестве работ, разработок, проектов, тогда-то я познакомился близко с Днепровым, позже стал начальником управления в его министерстве.
– Анатолий Анатольевич, а как же вы стали директором нынешнего института?
– Я защитил докторскую диссертацию, и после защиты ректор Открытого педагогического университета Юрий Григорьевич Круглов предложил мне должность проректора по международным связям и издательской деятельности. Эта должность для меня была интересна, потому что знания, опыт, которые уже накопились, как мне показалось, могли быть использованы в несколько иной плоскости на благо университета. Мне, если честно, уже скучновато было в “Книгоэкспорте”, а тут и любимая моя педагогика, и менеджмент, и подготовка педагогов, и выпуск учебной литературы. Как будто я шел по ступенькам к некой цели, готовился к ее достижению, и вот можно наконец сделать все так, как представляешь себе в комплексе. И я стал работать с немалым наслаждением, забыв на время, что, когда у меня все получается, окружающие тут же начинают меня пристраивать к какому-нибудь иному делу. Так произошло и на этот раз.
– Кто же вас задумал переместить?
– Министерство искало директора в Институт развития среднего профессионального образования.А рекомендовал меня Василий Максимилианович Жураковский, теперь уже бывший зам.министра.
– Зачем вам было из университета, пусть и педагогического, с престижной должности идти в институт, который благополучным никто не считал, особенно после проверки КРУ, которая нашла там множество нарушений?
– Да, работа в МГОПУ была, престижной, уважаемой окружающими, я с ней справлялся. Но мне не хватало широты – я никогда не работал вторым, всегда первым, хотел сам не только принимать решения, но и отвечать за эти решения. Кроме того, я знал, что судьба Института развития среднего образования достаточно любопытна. Когда-то это был научно-методический центр профессионального образования, который создали, объединив все методические кабинеты среднего специального образования всех министерств. Если отсчитывать время от момента создания центра, то я шестой или седьмой его директор. До меня был Валерий Михайлович Зуев, который очень много сделал для института, и я рад, что он остался работать в институте.
– А сколько лет институту?
– Полтора года, он, что называется, свеженький. Теперь вы понимаете, почему я согласился? Потому что можно очень много сделать. Коллектив неплохой, есть ученый совет, доктора наук, у меня есть возможность подтянуть сюда тех, кого люблю, на кого надеюсь, на кого могу положиться. По моему разумению, тот, кто придет, не пожалеет, потому что институт очень интересный.
– Откройте секрет, а зачем он нужен и что может?
– Сфера среднего профессионального образования чрезвычайно важна, потому что она занимается подготовкой среднего звена: специалистов, технологов, техников, иными словами, командиров производства. Я недавно прочитал мемуары Деникина, так вот заканчивал Антон Иванович реальное училище – прототип нашего техникума. Реальное училище дало ему естественные знания, были ведь в России две школы (гимназия – как чисто университетская и реальное училище – как чисто техническая), и выпускников ждали на учебу в университетах и в политехнических институтах. Когда я узнал об этом, мне стало очень интересно, потому что на Западе сейчас среднее профессиональное образование доминанта.
– На Западе это, может быть, и доминанта, а у нас говорят, что среднее профобразование перестанет быть самостоятельным, войдя в состав университетских округов.
– Я считаю это большой глупостью и вообще категорически против всяческого укрупнения каких бы то ни было образовательных структур, ведь каждая имеет свое предназначение и должна его отрабатывать. Взаимодействие структур можно приветствовать, но поглощение одной структурой другой мне не нравится. Иное дело, что каждая структура должна быть гибкой. Я думаю, что техникумы, колледжи и другие учреждения СПО дадут возможность ребятам из небогатых семей получить достойное образование по огромному количеству специальностей, от мукомольной и золотодобывающей до металлургической и нефтегазовой.
– Вы с Министерством образования РФ работаете в контакте?
– Конечно, тем более что я работал в Минобре, знаю его специфику. Кроме того, мне нравится стиль работы министра и его команды.
– И в области единого госэкзамена, и в области введения ГИФО?
– Я так вижу эти проблемы: тот, кто сдаст ЕГЭ, пойдет не только в вузы, но и в техникумы, колледжи, следовательно, эти учебные заведения станут получать ГИФО.
– В свете этого потребуется иное качество работы учреждений среднего профобразования, какие задачи тогда будет решать ваш институт?
– Мы имеем лицензию на образовательную деятельность, у нас идет процесс переподготовки преподавателей и директоров, мы будем его расширять и совершенствовать и на бюджетной, и на платной основе. Мне кажется, нам рановато пока открывать филиалы в регионах, но мы готовы посылать туда преподавателей. Мне кажется важным вести научную подготовку кадров среднего профобразования, но пока нет головного научного центра для этого – думаю, им может стать наш институт. Мы приняли на Ученом совете решение об открытии собственной аспирантуры, (кроме всего прочего, нам надо готовить и собственную смену). У нас есть уже большая НИРовская программа – мы сами выполняем работы, и с нашей помощью их выполняют партнеры. Спектр научных разработок, связанных со средним специальным образованием, очень широк и разнообразен.
– Вы при этом не дублируете разработки РАО?
– Я много говорил об этом с Николаем Дмитриевичем Никандровым: РАО занимается академической фундаментальной наукой, а мы займемся прикладной наукой, технологией образования, повышением квалификации. Таким образом, мы сотрудничаем, но делаем каждый свое дело.
– Вы долгое время занимались международной деятельностью. А в институте это направление есть?
– Самая свежая новость: к нам приезжали специалисты из Бельгийского рабочего университета, в котором есть институт среднего профессионального образования. У них в Бельгии в правительственной программе и в программе института предусмотрены оказание помощи зарубежным системам, взаимный международный обмен. Я знал, что европейцы очень контактны, внимательны к достижениям и проблемам партнеров, но еще раз в этом убедился, принимая их в нашем институте. Мы достигли договоренности о том, что в октябре этого года, в январе-феврале следующего преподаватели поедут изучать технологии металлообработки и информационные технологии.
– Преподаватели вашего института?
– Нет, преподаватели шести российских колледжей, но сформирует эти команды институт. Я бельгийцам сказал (преувеличив!), что наши преподаватели получают около ста долларов в месяц. Бельгийцы удивились: “И за сто долларов ваши ребята так ишачат!” При этом я им не сказал, что сам, будучи доктором наук и профессором, получаю меньше двух тысяч рублей. В итоге, побывав в институте, бельгийцы согласились создать совместный проект, включающий издательскую деятельность, информационный обмен, обмен преподавателями. Я заинтересован, чтобы вначале поехали преподаватели из средних профессиональных учреждений. Они посмотрят западные технологии, оборудование, системы, которые работают. После таких командировок мы получим сразу 12-18 опорных точек, которые будут сотрудничать с нашим институтом, эти учебные заведения станут нашими своеобразными филиалами. Позже поедут и сотрудники института – им тоже важно ориентироваться в зарубежном опыте.
– Ваш институт – Институт Мин-образования РФ. Оно вам ставит какие-то задачи?
– Сейчас уже разработана база для стандартов среднего профессионального образования, по приказу министра мы – базодержатели и головная организация, которая должна разработать все программно-методическое и иное обеспечение для выполнения этих программ. Кроме того, мы должны разрабатывать стандарты повышенного уровня обучения.
– Анатолий Анатольевич, а это дело для вас абсолютно новое?
– Оно новое потому, что я имею дело с новым типом учебных заведений, но в свое время, еще до вуза, я заканчивал ремесленное училище, поэтому азы профессионального образования постиг на практике. Кстати, насчет новизны. Ко мне обратилась режиссер Алла Сурикова с предложением создать среднее кинематографическое учебное заведение – у телевизионщиков такое есть, у киношников его нет, а ведь им тоже нужны ассистенты операторов, художников и так далее. Очень интересное предложений, и когда я был на презентации книжки, которую написала Сурикова, она эту идею всячески пропагандировала. Мне нужны такие люди – те, кому интересна такая работа, кто пойдет со мной, кто будет создавать то, чего еще не было. Я благодарен Валерию Михайловичу Зуеву, который когда-то возглавлял в Минобре управление прогнозирования, который сейчас работает в нашем институте профессором-консультантом. Он прекрасно знает саму систему и помогает мне сохранять ее традиции.
– Вам не говорят, что вы сделали ошибку, потому что для вас эта система нова, что, может быть, слишком смелым шагом было принятие предложения Жураковского?
– Я очень хорошо понимаю, какой важный шаг совершил, но, кроме того, знаю, как важно посмотреть на что-то новое незамыленными глазами. Это позволяет острее почувствовать то, что надо сделать. Министерство ставит задачу некой корректировки системы, и это надо делать. Принципы управления везде одинаковы, не случайно я почувствовал в институте внимательное отношение к себе, не случайно Ученый совет уже утвердил много интересных направлений работы, тем более что потенциал института действительно высок.
– Какая-то особенность среднего профобразования вам резко бросилась в глаза?
– С советских времен у нас сохранилось отношение к этой системе, как к некоему промежуточному звену между школой и вузом: закончил техникум, обязательно поступай в вуз. А на самом деле человек может не идти вверх, он может совершенствоваться и развиваться как специалист вширь. Не может учиться в вузе и не надо его заканчивать, не хочет там учиться – пусть не идет. Если мы отработаем систему переподготовки и повышения квалификации кадров (немцы в год 40 с лишним процентов работников переподготавливают на новые специальности, на новые профессии), то получим то, что нужно экономике, работодателям. Нам важно опережать спрос, хорошо прогнозировать ситуацию. Думаю, институт все это сможет делать на высоком уровне.

Виктория МОЛОДЦОВА

P.S. В июле Анатолий Скамницкий был награжден знаком “Почетный работник высшего профессионального образования”.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте