Мы живем в то время, когда товарно-денежные отношения просочились во все сферы нашей жизни, не миновав и образование. Платное образование становится для нас вполне привычным. Немногие знают, что заключение договора с образовательным учреждением попадает в сферу деятельности Закона РФ “О защите прав потребителей”, и таким образом вступают в силу гражданско-правовые отношения, когда обе стороны принимают на себя определенные обязательства, которые необходимо выполнять.
Что делать, когда ваши права нарушены? К кому обратиться за помощью? С этой целью, и не только, и было создано “Общество защиты прав потребителей образовательных услуг”, возглавляемое сегодня Анатолием Валентиновичем Нежельским.
Ответчик в суде – Минобразование
Анатолий Нежельский семнадцать лет проработал чиновником, занимал посты вице-президента и генерального директора в ряде крупных коммерческих структур. Но в каком бы кресле он ни сидел, всегда шел навстречу людям, никогда не оставался равнодушным к чужим проблемам и бедам. И когда в 2001 году учредители межрегиональной общественной организации – руководители негосударственных вузов Москвы – пригласили Нежельского на пост председателя совета “Общества защиты прав потребителей образовательных услуг”, к тому времени оказавшегося в состоянии стагнации, он, не задумываясь, согласился.
– Общество было создано в 1998 преподавателями и руководителями негосударственных вузов с целью защиты прав потребителей образовательных услуг, обучающихся за плату. В течение двух лет организация работала в режиме нон-стоп: оказывала квалифицированную юридическую помощь в разрешении конфликтных ситуаций по вопросам получения и предоставления образовательных услуг, были проведены информационные семинары по практике применения действующего законодательства в области предоставления платных образовательных услуг, аттестации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, о порядке ведения договорно-претензионной работы. В общем, за 1998-1999 год общество помогло не одному десятку людей, – рассказал Анатолий Нежельский.
Однако из-за пертурбаций в руководящем составе в 2000 году благородная деятельность организации практически сошла на нет. Требовались новые идеи и механизмы для ведения дальнейшей работы. Заняв пост председателя, Анатолий Валентинович предложил свой план по возрождению общественной организации.
– В первую очередь мы создали базу: восстановили кто, когда, как и по каким вопросам обращался, что и как мы отвечали. Затем мы расширили штат, пригласив молодых юристов. Сегодня мы активные участники всероссийских совещаний по модернизации образования, различного рода выставок, семинаров, конференций, организованных Министерством образования РФ. Важным достижением Общества мы считаем выигранный в Верховном суде РФ иск против Министерства образования РФ по отмене пункта 4 постановления Госкомвуза РФ от 30 ноября 1994 года N 6. Содержание этого документа сводилось к следующему: вновь создаваемые государственные образовательные учреждения после государственной регистрации автоматически считались аккредитованными, что позволяло их студентам претендовать на государственные льготы, в том числе отсрочку от армии. Но говорить о качестве образования вновь созданных государственных вузов не приходилось. В то время как негосударственные должны были в течение нескольких завоевывать доверие.
Безусловно, постановление было полезным во время реформирования системы высшего образования – в 1994-2000 годах. Но сейчас, когда прошло семь лет и когда появилось большое число филиалов государственных и негосударственных вузов, оно только мешает развитию негосударственного образовательного сектора. Выиграв иск в Верховном суде и таким образом устранив дискриминацию в отношении негосударственных вузов, государственные вузы и их филиалы лишились монополии на безусловную госаккредитацию. С отменой этого пункта ситуация немного изменилась. Управление лицензирования и аккредитации Минобразования РФ получило больше работы, так как все государственные вузы, которые в свое время получили аккредитацию согласно указанному выше постановлению Госкомвуза РФ, должны сегодня перерегистрироваться.
Негосударственное государственному – товарищ
Но ничего так быстро не меняется, и отношение государства к негосударственным образовательным учреждениям – будь то среднее, дополнительное или высшее образование – осталось прежним. Руководители государственной системы образования трудно расстаются со своими привилегиями и продолжают вставлять палки в колеса: кто-то увеличивает арендную плату, а кто-то сразу выселяет новую негосударственную школу.
– Я считаю, что само понятие “негосударственное образовательное учреждение” (НОУ) в общей системе подготовки кадров страны является неправомочным. “Общество защиты прав потребителей образовательных услуг” на межкомитетском экспертном совете Государственной Думы РФ “По проблемам регулирования потребительского рынка и защиты прав потребителей” в мае 2002 года уже поднимало вопрос о замене понятия “негосударственное” на другое, например: коммерческое или “реальное” образовательное учреждение. Государство должно навести порядок в понятиях, относящихся к образовательной сфере. В образовании не должно быть расчленения на государственное и негосударственное.
Но для того, чтобы их перестали разделять, должно пройти немало времени. Ведь все дело в менталитете нашего общества, которое почему-то забывает, что и в негосударственных школах и вузах работают талантливые педагоги, по-государственному относящиеся к детям.
Забота о правом полушарии
– Мне по душе творческие и неравнодушные люди. И я рад, что у многих из них появилась возможность свои авторские программы воплотить в жизнь. Например, сегодня 15 учебно-воспитательных комбинатов 4 округов города Москвы и Ухтомский центр образования Восточного административного округа уже около 10 лет работают по новой образовательной модели “Детский и юношеский центр “Экополис, культура и здоровье”, разработанной творческим коллективом под руководством Марии Петровны Ролик – председателя Международной добровольной благотворительной организации “Экополис и культура”. Основой этой модели образования является развитие разнообразными педагогическими приемами и методами правого полушария мозга детей, отвечающего за чувственное восприятия мира. Программы коллектива под руководством М.П. Ролик приводят к удивительным результатам. Так, станция Ухтомская находится рядом со знаменитыми Люберцами и является не самым благоприятным районом Подмосковья. Но за все время, что Ухтомский учебный центр работает по модели Марии Петровны, не было ни одного привода учащегося в милицию, ни одного случая наркомании. А анализ работы 15 УВК, в которых обучаются дети с 2 до 10 лет, показал, что они порой начинают “воспитывать” своих родителей, забывающих подчас о реальных жизненных ценностях, в том числе ценности общения с ребенком. Значит, школа выполняет свою задачу на сто процентов. Она не только дает знания, умения и навыки, но и формирует нового полноценного человека, гармонично развитую творческую личность.
Такие результаты педагогов-новаторов вдохновили “Общество защиты прав потребителей образовательных услуг” на расширение своей деятельности. Совместно с учебными заведениями, экологами, медиками, педагогами и администрацией Филевского парка Москвы и Западного административного округа на территории микрорайона Фили-Кунцево-2 был создан координационный совет, цель которого – разработка программы формирования полноценного просвещенного и развитого социума.
– Анатолий Валентинович, в чем суть проекта?
– Через совместные мероприятия мы хотим вовлечь в активное межличностное творческое общение всех жителей социума: школьников, предпринимателей, взрослое население, лиц старшего возраста. Ведь только через активную общественную работу население сможет подружиться, решить проблемы воспитания детей и экологии. Экспериментальной площадкой был выбран микрорайон Фили-Кунцево-2, так как здесь проживает достаточно однородный состав жителей – бывшие военные, интеллигенция.
Великолепная шестерка
– Значит, деятельность общества не ограничивается только проблемами негосударственного образования?
– Конечно. Мы стараемся отвечать делом на каждое обращение к нам. В нашей общественной приемной или же просто по телефону любой обратившийся может получить бесплатную юридическую консультацию, а в необходимых случаях – квалифицированную профессиональную защиту своих интересов в суде. И не важно, с какой проблемой пришел человек, мы ему обязательно постараемся помочь. Кроме того, сейчас уже готова к работе интернет-страница общества, где можно получить консультацию, поделиться мнениями и предложениями. Наше общество не работает по-западному: ты сначала заплати, а я потом с тобой разговаривать буду. Не по-русски это! Сюда приходят люди с проблемами, уходят – с надеждой и уверенностью в их разрешении.
– И многим вы уже помогли?
– Не скажу, что у нас работы завал: мы еще недостаточно встали на ноги. Но каждого, кто к нам пришел, мы не оставили без внимания. Например, к нам обратились родители учащихся московской школы N 1176 ЮЗАО, из которой выгнали детей под предлогом капитального ремонта. Дети вынуждены были ездить в другие школы, расположенные далеко от места их проживания. Более того, им приходилось самостоятельно переходить Варшавское шоссе с очень интенсивным движением и без подземных переходов! Многим школьникам до остановки автобуса нужно было добираться пешком 2-3 км по неосвещенной дороге. После более года мытарств, хождений по приемным администрации района и несчастного случая, произошедшего с одним из младших школьников, родители обратились за помощью в общество. В настоящее время ведется ремонт первого этажа школы, и 1 сентября она, возможно, будет готова принять учеников младших классов. Хотя вопрос по учащимся остальных классов по-прежнему остается открытым. Еще один случай: к нам обратился студент, обучающийся по договору в одном из московских вузов. Парня отчислили за академическую задолженность, расторгнув договор в одностороннем порядке, нарушив тем самым п.2 ст.779 ГК РФ. После обращения к нам студент был восстановлен по суду и сейчас продолжает обучение. Кстати, юристами общества под руководством Уханова Олега Александровича на основе действующего законодательства и практики работы с потребителями образовательных услуг были разработаны “Методические материалы по вопросам предоставления образовательными учреждениями платных образовательных услуг” и пособие “Абитуриентам и студентам о платных образовательных услугах (в вопросах и ответах)”.
Из вышеперечисленного видно, что диапазон деятельности “Общества защиты прав потребителей образовательных услуг” не ограничен: от проблем конкретных людей до решения вопросов на законодательном уровне – в Министерстве образования, Совете Федерации, Государственной Думе.
– Анатолий Валентинович, сколько человек работает в “Обществе”?
– Шесть. И все – хорошие, отзывчивые люди и грамотные специалисты.
Джамиля САЙРАМОВА
Комментарии