search
main
0

Анатолий КИСТЕНЕВ, и. о. главы Брянской городской администрации: Образование – авангард общества

Сегодня качественное образование не только прерогатива столичных школ. Единый государственный экзамен показал, что знания ребят из многих регионов России ничуть не хуже, чем у их столичных сверстников, а иногда по некоторым показателям и лучше. Выпускники из Брянской области и города Брянска поступают в лучшие вузы страны, в том числе МГУ, МФТИ и МГТУ имени Баумана. О лучших педагогах Брянска, об одаренных детях и феномене брянского образования мы говорим с и. о. главы администрации города Брянска Анатолием Николаевичем КИСТЕНЕВЫМ.

Современная российская школа – это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а ее авангард: вряд ли какая-то другая ее подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.Образование настолько специфичный вид человеческой деятельности, что даже временной отсчет в нем ведется по-особому – с года учебного, а не календарного.Для современной школы вполне актуальны слова Ричарда Киплинга: «Образование – важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно». Я думаю, что это высказывание в полной мере подчеркивает серьезность системных изменений в сфере образования, которые происходят в России, в нашем городе в последние годы. Модернизация российского образования активно проводится уже в течение нескольких лет, однако последние два учебных года стали решающими в развитии инновационных процессов. Они ознаменованы такими важнейшими событиями, как изменение статуса образовательных учреждений, введение на муниципальном уровне новой системы оплаты труда и федеральных государственных стандартов начального обучения. Также вступили в силу новые санитарные нормы и правила, начали действовать новые положения об аттестации педагогических и руководящих кадров. Все эти серьезные новации акцентируют внимание на современных требованиях к качеству образования, качеству предоставления образовательных услуг.В отрасли «Образование» произошло очень много перемен, касающихся практически всех сфер деятельности образовательных учреждений, а также их руководителей, педагогов, детей. Сегодня я могу назвать этот очень непростой для всех нас период временем позитивных перемен в системе образования города. Не скрою, мы опасались что-либо не доделать, упустить что-либо важное, необходимое. Зато сегодня мы уверены, что все новации проведены в нашем городе успешно, качественно.Образование всегда отражает суть эпохи. Настоящее время отражает кроме важных законов и указов еще и внимание и заботу власти о школе, о детях и педагогах.Образование в Брянской области и городе Брянске было и остается одной из главных приоритетных сфер. Администрацией Брянской области при личном контроле губернатора Николая Васильевича Денина принимаются важные практические меры по улучшению благосостояния всех работников образовательных учреждений.Современная школа должна быть инновационной, должна иметь свою идею, концепцию, миссию, претендовать на гранты, притягивать внебюджетное финансирование, иметь систему эффективного менеджмента и устойчивый позитивный имидж. Модернизация образования, национальная образовательная инициатива должны качественно изменить в первую очередь школьную жизнь детей, поэтому лицо реформы – это ребенок, который завтра войдет в нашу новую школу. Одно из главных направлений деятельности областной и городской власти – поддержка детей, развитие их талантов, оздоровление в каникулярный период.Колоссальный информационный взрыв обусловливает необходимость формирования информационной культуры, а значит, формирования информационно-образовательной среды в образовании. Один из самых востребованных продуктов современного образования – креативность и творчество человека как основа национальной и личностной конкуренции. Школа должна готовить зрелого гражданина России, осознающего свои права и обязанности, реализующего принципы Конституции (демократия, гражданское общество, правовое многонациональное государство и пр.), способного к самореализации в различных видах деятельности.К сожалению, ведя борьбу за качество знаний, развивая в детях творческие способности, умение адаптироваться в условиях конкурентности, сложившейся во всех сферах жизни, стремление к успешности, мы порой забываем об очень важном, о человеческих качествах: доброте, сопереживании, уважении, толерантном отношении к другим людям. Несмотря ни на что и, конечно же, не случайно общество отводит главную роль в этом вопросе именно педагогам! Наш традиционный опрос жителей города подтверждает, что и большинство родителей признают приоритет педагогов в воспитании детей. Придя в образовательное учреждение, будь то детский сад, школа, учреждение дополнительного образования, общаясь со сверстниками, воспитателями, учителями, ребенок вырабатывает определенные модели собственного позитивного поведения, отношения к окружающему миру. Задача педагога, наставника не только помочь расставить правильные ориентиры, но и внести в общение душевность, тепло, заботу. – По инициативе президента учительскую зарплату было решено сравнять со средней зарплатой по экономике региона. Удалось в Брянске достичь этой цели? Как обстоят дела с оплатой труда педагогов дошкольных учреждений, дополнительного образования, ведь, как известно, в большинстве случаев их зарплата фактически не выросла?- По данным Министерства образования и науки РФ за I квартал текущего года, средняя заработная плата по экономике нашего региона составила 17111 рублей. Средняя заработная плата педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений города Брянска за этот же период составила 17837 рублей, что выше на 4,2% указанного показателя. За четыре месяца 2013 года средняя заработная плата педагогических работников школ города Брянска еще увеличилась и составила 18364 рубля. С 1 сентября 2013 года планируется увеличить ее до 20000 рублей.За последние два года неоднократно за счет средств городского бюджета повышалась заработная плата работникам муниципальных дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей.В связи с переходом на новую отраслевую систему оплаты труда с 1 сентября 2011 года заработная плата работников этих учреждений увеличилась в среднем на 50%.В соответствии с постановлением брянской городской администрации с 1 октября 2011 года ставки (должностные оклады) работников дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей увеличены на 6,5%, а с 1 октября 2012 года – еще на 6%.В Брянске создан городской фонд материального поощрения и социальной поддержки работников муниципальных общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ, его фонд составляет с 2012 года 50 млн рублей в год (в предыдущие годы фонд составлял 32,8 млн рублей).С 1 января 2011 года директорам школ города и их заместителям из средств городского бюджета выплачиваются ежемесячные надбавки к заработной плате в размере 5 и 3 тыс. рублей соответственно. – Анатолий Николаевич, как вы на уровне города поддерживаете молодых педагогов, есть ли какие-то для них надбавки или единовременные выплаты?- Согласно постановлению администрации Брянской области от 29.12.2012 №1321, постановлению брянской городской администрации от 05.02.2013 №220-п и постановлению брянской городской администрации от 03.08.2011 №1976-п педагогическим работникам, окончившим высшие и средние профессиональные учебные заведения и работающим в образовательных учреждениях города Брянска, в первые три года после окончания учебного заведения выплачивается ежемесячная доплата в размере 30% к должностным окладам. – Испытывает ли город нехватку в педагогических кадрах или, наоборот, молодым специалистам трудно найти работу учителя в самом Брянске?- В целом учреждения образования укомплектованы квалифицированными педагогическими кадрами, однако по отдельным учебным предметам (основы безопасности жизнедеятельности, технология, физическая культура) в городе периодически имеются вакансии. После повышения заработной платы работникам дошкольных образовательных учреждений в 2011 году вакансии воспитателей детских садов были полностью заполнены. – Как вы поддерживаете талантливых учителей города? Есть ли какие-то специальные премии или гранты для таких педагогов?- По инициативе брянской городской администрации и депутатов Брянского городского совета народных депутатов с 2011 года в нашем городе на конкурсной основе вручаются муниципальные награды – премии в размере 50 тысяч рублей двумстам лучшим педагогам: ста учителям, восьмидесяти педагогическим работникам детских садов и двадцати педагогам дополнительного образования детей.Кроме того, ежегодно назначаются именные муниципальные стипендии пяти лучшим педагогам дополнительного образования города.Брянская городская администрация ежегодно вручает специальные ценные призы победителям муниципальных этапов конкурсов профессионального мастерства «Учитель года», «Лидер в образовании», «Детский сад – мое призвание», «Педагогический дебют», «Психолог года», «Сердце отдаю детям», «Самый классный классный».- Сегодня на самом высоком уровне говорится о необходимости поддерживать и развивать юные таланты России. Что делается на уровне города для поддержки и развития лицеев и гимназий?- В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем в нашем городе среди 75 общеобразовательных учреждений имеется достаточно различных инновационных образовательных учреждений: три лицея (брянский городской лицей №1 имени А.С. Пушкина, брянский городской лицей №2 имени М.В.Ломоносова, брянский городской лицей №27 имени Героя Советского Союза И.Е.Кустова), шесть гимназий (гимназии №1, 2, 3, 4, 5, 7), две школы с углубленным изучением отдельных предметов (школы №4, 9). Все лицеи и гимназии города имеют хорошую материально-техническую базу. Их инфраструктура постоянно развивается, улучшаются условия, предоставляемые обучающимся для всестороннего развития их возможностей и способностей. Так, в настоящее время ведется строительство нового корпуса лицея №27 и спортивного комплекса на территории лицея №1.В соответствии с Положением о лицеях и гимназиях заработная плата работников увеличена на 15%.- Брянский лицей №1 имени Пушкина известен не только у себя на родине, но и по всей России. Его опыт по подготовке ребят к олимпиадам различного уровня, в том числе международной и всероссийской, поистине уникален. Что помогло, на ваш взгляд, лицею стать одним из лучших в стране?- Лицей стал первым на Брянщине и одним из первых в России инновационным учебным заведением с профильным обучением как в области предметов естественно-математического цикла, так и в области гуманитарных дисциплин. Администрация города Брянска в свое время поддержала инициативу создания лицея, и он принес славу нашему городу и области. Все начинания этого уникального учебного заведения городские власти стараются подкреплять реальной помощью и содействием. В лицее с первого дня его существования сложился уникальный коллектив педагогов – коллектив единомышленников, творчески одаренных, высокопрофессиональных, преданных идее людей, возглавил его талантливый, опытный и дальновидный руководитель, народный учитель Российской Федерации Антонина Семеновна Курасова.Принципы деятельности педагогов лицея – умение распознать одаренность ребенка, найти пути ее развития, дать питомцу уверенность в успехе и трудиться вместе с ним, радуясь каждой маленькой и большой победе. Отсюда и победы в олимпиадах, и высокие результаты ЕГЭ по всем сдаваемым предметам, и поступление в вузы по профилю обучения в лицее, и успешная профессиональная карьера выпускников.Неоценима поддержка, которую оказывает лицею флагман российской высшей школы – МГУ имени М.В.Ломоносова. Традиционные многопредметные выездные школы МГУ на базе лицея, помощь в выполнении исследовательских работ, содействие в подготовке к российским олимпиадам и как проявление высочайшего доверия проведение очного регионального этапа олимпиад «Покори Воробьевы горы» и «Ломоносов» на базе лицея – все это направления сотрудничества лицея и университета.Значимой страницей этого сотрудничества стало создание в 2003 году Союза лицеев центральных областей России «Российский Лицей».Поддержку лицею оказывают и вузы Брянщины: Брянский государственный университет имени академика И.Г.Петровского, возглавляющий Ассоциацию непрерывного образования, Брянский государственный технический университет, на базе которого вот уже 8 лет работают лицейские «университетские» классы, Брянская государственная сельскохозяйственная академия и Брянская государственная инженерно-технологическая академия.Неуспокоенность, творческий поиск, сотрудничество и созидательный труд для общей пользы – вот слагаемые успеха брянского городского лицея №1 имени А.С.Пушкина.-  Анатолий Николаевич, как используется опыт работы брянского лицея №1 в других учебных заведениях Брянщины? Есть ли подобный опыт в других школах Брянска?- Опыт работы брянского городского лицея №1 активно используется в других образовательных учреждениях Брянщины. Каждое учреждение стремится иметь свое лицо, быть узнаваемым. Так, высокий уровень преподавания химии и биологии отличает лицеи №1 и №2; общественных дисциплин – лицей №27, директор – Игорь Анатольевич Афонин, труд которого по достоинству оценен присвоением ему за выдающиеся заслуги в области педагогики высшего почетного звания «Народный учитель Российской Федерации»; предметов гуманитарного цикла – гимназию №7. Высокий уровень преподавания иностранных языков отличает гимназии №1 и №2. Технологию тьюторского сопровождения учащихся использует гимназия №4. Экология образовательного пространства выделяет гимназии №3 и №5. Традиции преподавания математики и физики – это школа №4 города Брянска.Программу «Школа безопасности» успешно реализует школа №40, спортивные классы открыты в школе №62, кадетские – в школе №58.  – Расскажите, в каких еще учебных заведениях города идет работа с одаренными детьми. Включаются ли в нее учреждения дополнительного образования?- Работа с одаренными детьми ведется всеми образовательными учреждениями города. В школах и учреждениях дополнительного образования детей разработаны и реализуются программы работы с одаренными детьми, созданы ученические научные общества, поощряется активное участие в интеллектуальных и творческих конкурсах и соревнованиях различного уровня. Эффективность участия школьников из Брянска в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников – 41% (это достаточно высокий показатель). Ежегодно 95 учащихся общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений города награждаются именными муниципальными стипендиями Брянского городского совета народных депутатов, в размере 12000 рублей каждая.В целях поддержки и развития творческих и учебных способностей талантливых учащихся, развития у школьников стремления к самостоятельной исследовательской работе в различных областях знаний, приобщения юношества к традициям российской научной школы ежегодно с 2010 года в городе Брянске проводится Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку». В 2010 году конференция собрала около 70 заявок на участие, в 2012 году их было более 200, в этом году – более 300. В очном туре приняли участие 179 учащихся и педагогов. Свои работы для участия в конкурсе научно-исследовательских работ в рамках конференции представили учащиеся и педагоги из Брянска, Брянской, Саратовской, Тульской, Курской областей, Татарстана, а также Литвы, Латвии, Польши, Германии, Украины и Беларуси. В качестве экспертов выступили ученые брянских вузов – Брянского государственного университета имени академика И.Г.Петровского, Брянского государственного технического университета, Брянской государственной инженерно-технологической академии, Брянского филиала Московского психолого-социального университета, а также преподаватели Брянского института повышения квалификации работников образования. Всего во время очного этапа экспертами было заслушано и оценено 159 работ. Победителями конференции стали 19 участников, призерами – 43. Еще около 20 участников отмечены специальными, в том числе и денежными, призами.В этом году состоялся 13-й городской смотр-конкурс «Эстафета искусств» по следующим номинациям: «Художественное чтение», «Театральное искусство», «Хоровое пение», «Академическое пение», «Хореография», «Изобразительное искусство», «Декоративно-прикладное творчество». Всего в смотре-конкурсе приняло участие около тысячи учащихся образовательных учреждений города Брянска. Из них 85 стали победителями и призерами.Цели и задачи конкурса – создание образовательного пространства для выявления и развития творческих способностей одаренных детей, пропаганды духовно-нравственных ценностей и художественно-эстетического воспитания учащихся. В состав жюри конкурса включаются специалисты-профессионалы учреждений культуры города Брянска, преподаватели Брянского колледжа искусств, представители Брянской областной писательской организации.В восьми муниципальных бюджетных образовательных учреждениях дополнительного образования детей за счет средств городского бюджета организована работа 1144 детских объединений по интересам, в которых занимаются 14160 детей в возрасте от 5 до 18 лет. Обучение в учреждениях дополнительного образования позволяет детям развить свои способности и раскрыть таланты.В течение учебного года юные брянцы участвуют во множестве конкурсных мероприятий районного, городского, областного, всероссийского и международного уровней, позволяющих участникам раскрыть свой творческий потенциал. В течение 2012-2013 учебного года 2228 детей стали победителями и призерами фестивалей, выставок, чемпионатов, спортивных турниров. Хочется отметить творческие коллективы, которые достигли высоких результатов на международных и всероссийских конкурсах в 2012-2013 учебном году.Детский музыкальный театр «Орфей» Центра внешкольной работы г. Брянска занял I место в номинации «Театр», а коллектив народного танца «Десняночка» стал обладателем Гран-при и был удостоен трех дипломов первой степени на Международном конкурсе «Весенний звездопад-2013» в городе Нова Руда в Польше.Танцевальный коллектив «Детство» Центра внешкольной работы Советского района стал обладателем дипломов I и III степени на фестивале молодежного танца в городе Белосток в Польше.В конкурсах и соревнованиях по современным танцам в Москве, Губкине, Туле, Липецке наш город успешно представлял танцевальный коллектив «Фристайл».Вокальный коллектив «Престо» Центра внешкольной работы Советского района был удостоен диплома II степени на Международном конкурсе – фестивале современного искусства «Созвездие Орла».Фольклорный коллектив «Забава» Центра детского и юношеского туризма города Брянска стал победителем Международного конкурса фольклорных коллективов «Онежская волна» в Петрозаводске.На Международной выставке детского рисунка «Природа и мы» работы Титкиной Елизаветы и Стручковой Кристины были удостоены дипломов I степени.Брянск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте