На интервью она пришла с кульком круасанов и угощала всех, кто появлялся в кабинете. Я никогда не видела ее в разбитом состоянии, без искренней улыбки. А ведь искренность в этом вопросе определить очень просто – улыбаются не только губы, но и глаза.
Моя гостья – педагог дополнительного образования Кировского многопрофильного техникума, председатель клуба «Наставник» Кировской областной организации Общероссийского Профсоюза образования Анастасия Шубина, с которой мы вместе работаем над развитием системы наставничества в регионе уже почти полтора года.
Наша беседа началась с радостной для Анастасии новости – в то утро стало известно, что она со своим студенческим активом получила Гран-при на региональном конкурсе «Герои нашего времени».
Героиня нашего времени
Со студентами в техникуме Анастасия Шубина работает не только как педагог, она также возглавляет первичную профсоюзную организацию обучающихся. Вместе с ребятами они придумывают яркие и актуальные события. Например, в начале этого учебного года запустили проект «Наставники-студенты», чтобы помочь первокурсникам адаптироваться к новым для них условиям. Студенты старших курсов информируют первокурсников о жизни техникума, помогают влиться в коллектив, если требуется, оказывают содействие в учебе.
Но главным наставником для студентов многопрофильного техникума в вопросах социальной активности, творческой самореализации, защиты прав и интересов, бесспорно, является сама Анастасия Николаевна. За время ее работы на посту председателя первички профсоюзное членство выросло почти в 4 раза. «И еще есть к чему стремиться», – отмечает наша героиня.
С детьми и подростками она работает всю жизнь. Начала педагогическую карьеру сразу после того, как получила аттестат: поступила в колледж культуры и параллельно работала в своей родной школе педагогом-организатором.
«В то время наставником для меня стала Елена Евгеньевна Федянина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней школы №42 города Кирова, – рассказывает Анастасия. – Она давала мне возможность попробовать все, что я считала нужным, разрешала воплощать в жизнь самые безумные идеи, но при этом мягко направляла, подсказывала. Я считаю, что именно в этом основная функция наставника: не определить за своего подопечного путь, а быть рядом, когда он его самостоятельно выбирает, предостерегать от ошибок, давать подсказки, подбадривать. Елена Евгеньевна уже давно не работает, но до сих пор мы поддерживаем связь, она по сей день не выпускает меня из своего поля зрения, следит за моими успехами».
– В чем, на твой взгляд, отличие между наставником в профессии и наставником в профсоюзной среде?
– Я считаю, что в профсоюзе к списку необходимых для наставника качеств прибавляется душевность. Потому что, если ты не болеешь всей душой за свое профсоюзное дело, если тебе это по-настоящему не нужно, ты не сможешь повести за собой и тем более не сможешь пойти рядом с кем-то.
– А как ты сама оказалась в профсоюзе?
– Когда я работала в школе, у нашего коллектива были разногласия с администрацией. Мы с коллегами стали искать варианты, как найти выход из сложившейся ситуации. В такие моменты, естественно, вспоминаешь о своих правах. А кто призван защищать их? Конечно, профсоюз. До того момента у нас в организации не было первички, решили создать, и я ее возглавила. Проблема с администрацией, кстати, потом была решена. Через некоторое время судьба увела меня из Кировской области, поэтому ненадолго моя профсоюзная жизнь прервалась. Но профсоюз – это ведь как хороший фильм. Продолжение следует…
А продолжение наступило, когда Настя вернулась в регион и пришла работать в Кировский многопрофильный техникум. Спустя время встала у руля студенческой первички. И потом случилось знаменательное событие – на Всероссийскую педагогическую школу, которую проводит профсоюз, впервые пригласили представителей среднего профессионального образования.
– В областной организации профсоюза на тот момент меня уже заметили и направили в поездку, – делится воспоминаниями Анастасия. – Пожалуй, именно ВПШ была настоящим стартом моей профсоюзной жизни. Это был апрель 2021 года. На Всероссийской педагогической школе бо́льшая часть участников – молодежь. Я на них смотрела и думала: «А нам, преодолевшим 35‑летний рубеж, куда податься в профсоюзе?» Тоже хочется активности, яркости. Для нас должно быть какое-то продолжение.
На педагогической школе шли разговоры в том числе о развитии наставнического движения в регионах, ведь на общероссийском уровне клуб «Наставник» уже существовал. В общем, вернувшись, мы начали обдумывать создание такого объединения у себя в Кировской области. Наш клуб был создан в ноябре того же года на региональном форуме, где впервые собрались вместе молодые педагоги и их старшие коллеги. С этого события все и началось. За почти полтора года существования мы окрепли, однако впереди еще много дел.
– Давай поговорим об этом подробнее. Как ты видишь развитие клуба в ближайшие 2-3 года?
– Хочется развить сеть клубов в районах по примеру советов молодых педагогов – там система уже построена, есть региональный СМП и его районные отделения. С клубом «Наставник» мы выбрали такой же путь. Сейчас создано 5 районных отделений, но все впереди, на местах люди загорелись. Надеюсь, благодаря этому движению мы сможем создать реально работающую команду наставников в области. Также хочется создать больше площадок для обмена опытом, где наставники смогут делиться с молодежью своими наработками. Есть желание сотрудничать с другими регионами, налаживать взаимодействие.
Сварить кашу из топора
– Это большие планы, требующие времени и сил. При большой рабочей и общественной нагрузке люди иногда выдыхаются. У тебя есть свои секреты работоспособности и поддержки организма?
– Я обычный человек, мне помогает сон. Длительный здоровый сон способен творить чудеса. А все успевать и ничего не забывать помогают блокнот с ручкой. Я обязательно должна зафиксировать список своих дел, иначе в вихре событий можно что-то упустить. А еще стараюсь все делать сразу, не откладывая. В вопросах самоорганизации мне очень помогла школа вожатства, которую я прошла: много лет была вожатой в летних детских лагерях, потом работала заместителем директора лагеря, сейчас иногда езжу работать педагогом-организатором. В детском лагере если ты сам не показываешь пример дисциплины, соблюдения графика, то и ребята не станут придерживаться этих правил. Так что хочешь не хочешь, а научишься все делать вовремя.
– Чем еще помогло в жизни вожатство?
– Варить кашу из топора. Ну то есть делать из ничего конфетку. Без финансирования, без каких-либо ресурсов уметь воплотить в жизнь свою идею. Поэтому, когда теперь мы разрабатываем проекты, подаем на грантовые конкурсы и получаем финансирование, я иногда теряюсь, куда девать эти деньги?! (Смеется.)
Любовь способна на все
– Я знаю, что техникум – это не единственное твое место работы. Ты ведь еще занимаешься с детьми и подростками в эстрадно-цирковой студии «Ритм».
– Да, мы с коллегой организовали ее 11 лет назад, учим ребят от 3 до 16 лет клоунаде, акробатике, актерскому мастерству, импровизации, жонглированию и прочим интересным вещам. Сейчас мой сын Добрыня тоже заинтересовался и начал ходить на занятия. У него столько идей, он сам придумывает этюды. А ведь парню еще только 9 лет!
– Видимо, творческая жилка передалась ему от тебя. А супруг стал частью твоей творческо-рабочей жизни?
– Мой муж Артем иногда ездит с нами на фестивали в разные города. Там он видит своими глазами, чем я занимаюсь. Эти совместные поездки позволяют нам проводить больше времени вместе. В такой короткой и суетной жизни важна каждая минута, проведенная с близкими. Вот, например, сейчас, после интервью, я пойду обедать вместе с мужем. Найти время друг на друга всегда можно, были бы желание и стремление быть вместе. Любовь способна на все. Причем это касается не только отношения к людям, но и работы, общественной деятельности.
– Про семью и работу понятно, но зачем нагружать себя еще и таким объемом профсоюзной деятельности?
– У всего есть своя цена. Отдавая, ты что-то получаешь взамен. В данном случае это эмоции. Я получаю их, участвуя в ярких событиях или организуя что-то интересное для других. Это очень здорово, когда ты можешь быть полезным. Пожалуй, в этом и есть основная суть наставничества. Поэтому наш девиз таков: «Наставники рады быть полезными!»
Анжела БАЛОГ, специалист по вопросам молодежной политики и информационной работе Кировской областной организации Общероссийского Профсоюза образования
Комментарии