Театральное искусство соединяет воедино литературу, музыку, сценическое и актерское искусство, риторику, декламацию, хореографию, позволяет выполнять колоссальную воспитательную работу. И это не только развитие каждого ребенка, но и формирование творческого коллектива. Отзывчивость, дружелюбие, умение прийти на помощь и преданность общему делу.
«Анарион» появился как объединение людей – учеников и учителя, стремящихся создать настоящую сказку, от которой захватывает дух, которая учит и воспитывает, вопреки тому потоку бездуховности, который обрушился на школьную систему в те неспокойные годы. Мы начали с нуля. С картонных ширм на пустой сцене и костюмов из марли. С жарких споров, как и что ставить, команда у меня была взрослая, десятиклассники.
Сценарии на основе литературных произведений я писала сама, поскольку закладывала в каждый спектакль четкие воспитательные и духовные цели. При этом сказка должна увлекать, интриговать, волновать. Этот чудесный и невероятно универсальный жанр сказки! Особенно сказки Оскара Уайльда, которые я использовала в создании сценариев. Потом были постановки и «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери, и «Прощай, овраг» по Константину Сергиенко, и «Мама-кот». И каждый спектакль становился событием в школе, вехой в жизни детей и новым уровнем для студии.
Почему наш «Анарион» – это студия, а не просто кружок? Коллектив никогда не стоял на месте. Творческий ум постоянно ставит новые сверхзадачи, и мы учимся их решать. Сами разрабатываем декорации, а потом рисуем их. Не было опыта создания задника площадью в 12 кв. м? Сейчас у нас солидная база рисованых задников к различным спектаклям. Мы научились создавать эскизы костюмов, чтобы воплотить их. Так у нас постепенно образовалась костюмерная. Школьный зал меньше всего подходил для показа спектаклей. Наша студия постепенно превращалась в настоящий театр, где можно было воплотить самые заветные театральные мечты.
Традицией стала наша постановка к Дню Победы. Многие не раз говорили, что благодаря нашим выступлениям стали лучше понимать историю, больше узнали о Великой Отечественной войне. Равнодушных среди зрителей не остается.
Театральный коллектив – это особый мир со своими целями и ценностями. В нашей студии проявилась вся воспитывающая роль коллектива. Нам приходится в каждом спектакле решать множество задач. Готового решения нет, надо все делать самим: изготовить декорации, украсить сцену, решить тысячу других вопросов! Это и дает импульс для развития студийцев. Ребята, которые не могли найти себе друзей, в «Анарионе» находили их. Робкие обретали смелость, а смелые учились отвечать за весь коллектив. И складывалась группа, которая может свернуть горы и повести за собой!
Тонкая и глубокая работа над психологическим портретом героя заставляет ребенка сопереживать, больше понимать причины поступков людей, прогнозировать ситуации и уметь находить выход из них. А часто бывало, что умение понимать человека меняло отношение к себе и окружающим, ребенок становился более терпеливым и мудрым. Наши спектакли воспитали своего зрителя – думающего, внимательного. Мы стараемся привить культуру просмотра спектакля. После премьеры зрители долго не расходятся, эмоционально обсуждают сюжет, действия героев, высказывают свое отношение к ним.
Часто дети приходят после спектаклей со словами:
– Возьмите меня, очень понравилось, хочу играть!
Значит, что-то отозвалось в душе, ребенок почувствовал необходимость быть с нами. Иногда студийцы приводят своих одноклассников, друзей, а то и просто случайного мальчишку из другого класса, который на перемене умело корчил рожицы, рассмешив всех своих одноклассников, – необычный, добрый, наш человек!
Я не стремлюсь, чтобы студийцы поступали в театральные вузы, кто захочет, тот поступит. Цель у «Анариона» намного больше – воспитание души, формирование личности, развитие способностей и создание общности. Воспитание достойного гражданина и прекрасного человека – не это ли высшая цель работы обычной школьной театральной студии?!
Нина КЕРБИЦКОВА, учитель начальных классов школы №183, руководитель школьной театральной студии «Анарион»
Комментарии