search
main
0

Анархисты поневоле Средняя школа нуждается в четкой стратегии внедрения информационных технологий в образование

К парадоксам российского образования можно отнести проблему преподавания информатики и информационных технологий. Сложилось так, что, несмотря на многолетний опыт обучения школьников в школах разных типов, существование многочисленных учебников, программ, минимума по предмету, нормального образования в области информационных технологий ученики массовых школ не получают. И не только потому, что не хватает современной техники. Есть немало других причин: от организационных до психологических. Вот главные.

Первая беда – в нашем государстве до сих пор централизованно не определились ни с тем, какой аспект информатики и какому возрасту необходим, ни с основными определениями (например, “электронный учебник”, “открытое образование”). Даже о названии до сих пор спорят. Кто-то предлагает вернуться к “Основам информатики и вычислительной техники” и соответственно преподавать предмет как фундаментальную науку. Другие, приверженцы “пользовательского направления”, “цепляют” информатику к предметной области “Технология” или предлагают интегрировать ее с русским языком и математикой. Третьи настаивают, чтобы в школьном курсе было несколько предметов, связанных с информатикой, – теоретический курс (алгоритмика, программирование и т.д.) и прикладные курсы. Так считают, например, участники традиционной ежегодной конференции “Информационные технологии в образовании”. В резолюции, сформулированной участниками 2000 года, сказано: “Необходимо восстановить самостоятельный предмет “Основы информатики и информационных технологий” в инвариантную часть базисного плана. И выделить предметы, связанные с изучением информатики, в самостоятельную предметную область в инвариантную часть Базисного учебного плана”.
Спор этот давний, просто в последние годы он приобрел более конкретный характер. Идеальным же его разрешением был бы, на мой взгляд, вариант, предложенный учителем информатики Филимоновской средней школы Ярославской области Юрием ПЕРВИНЫМ: “Если мы говорим о курсе информатики в начальной школе, то для него есть название – “Информационная культура”. Он должен включать простейшие навыки общения с компьютером, задачи, элементарные понятия – команда, исполнитель. Второй этап – средняя школа. Информатика не умирает, но живет под другим названием – “Алгоритмика”. Три кита этого курса – понятия, которые составляют основу нашего мышления: последовательность, ветвление, цикл. И наконец, последний этап в старших классах может действительно называться “Информатикой”.
И все было бы замечательно, если бы не вторая проблема. Пока информатика-дисциплина “необязательная”. В школах на нее дают столько часов, сколько Бог на душу положит. Свидетельство финалистки конкурса “Учитель года-2000” учителя информатики 8-й школы города Старая Русса Новгородской области Любови НАЗАРОВОЙ: “Раз у нас предмета “Информатика” в инвариантной части нет, значит, я не могу планировать сквозную программу. Предположим, я составляю программу для 8-11-х классов. В этом году в восьмом классе мне дают один час в неделю, на следующий год – два часа, потом снова час, а в 11-м классе – вообще ничего”.
Прибавьте сюда жуткое техническое оснащение обычных российских школ. Учебники и программы приходится выбирать “под технику”. Да еще и учебники оставляют желать лучшего. Между прочим, Федеральный экспертный совет регулярно отвергает 70% пособий по информатике, которые представляют на его суд авторы. Учителю приходится самому ломать голову над тем, как объединить несколько учебников, он берет лучшее из разных программ. И плюс, если он хороший учитель, добавляет то, что вычитал в специальной литературе, прессе. Разумно поступают те преподаватели, которые понимают: уж если времени немного, надо научить ребят тому, что им пригодится в жизни. Еще один участник конкурса “Учитель года-2000” – информатик из 1-й школы города Стрежевой Томской области Владимир НИКИТИН: “Конечно, мы даем базовый минимум. Но ведь кто-то из ребят рисует, кто-то занимается серьезно программированием, а кому-то просто нужно научиться печатать текст. Конечно, сложно бывает, когда ребята приходят в класс и с разным уровнем, и с разными интересами. Приходится варьировать программу, вводить элементы личностно-ориентированного обучения”.
Не все учителя, конечно, соглашаются преподавать на такой почти индивидуальной основе. И дети идут за знаниями в учреждения дополнительного образования – компьютерные центры, клубы. А родителям приходится платить. Небольшие, возможно, деньги, но суммы эти проходят мимо школы. Хотя те же компьютерные курсы удобно создавать на базе школ.
Впрочем, у дополнительного образования свои преимущества. Во-первых, есть возможность заниматься столько времени, сколько требуется. Во-вторых, можно спокойно расширять тематику. Например, в подмосковном Троицке есть компьютерная школа, которая выросла из легендарного детского компьютерного клуба, созданного в свое время с помощью института Курчатова. В это учебное заведение дети приходят после занятий и три часа занимаются. Программа рассчитана на три года. Преподаватели могут позволить себе сначала научить детей десятипальцевой слепой машинописи, дать вводный курс компьютерного английского, потом идет весь набор, необходимый пользователю, – Word, Ecxel, Access, Power Point, Corel Draw, Internet, создание страниц в html.
В Троицке все складывается удачно, но учреждения дополнительного образования порой так же плохо оснащены, как и школы. Не всем доступен выход в Интернет. Преподаватель Сормовского центра творчества юных (Нижний Новгород) Наталья ГУРСКАЯ рассказывает, что дело доходит до абсурда: “Вот какая у нас техника: отработал завод “Красное Сормово” на компьютерах, отдал их в университет. Отработал университет, и эту дважды списанную технику дали нам в центр образования. На этом я начинала учить детей. У нас было шесть “Электроник”, два “Роботрона”, четыре ДВК, две “Суры”. Единственные наши спонсоры – родители. За шесть лет накопили на “Пентиум-100″. Нет доступа в Интернет. Единственный конкурс, в котором мы можем участвовать, – тот, который проводит наш Центральный Дом пионеров. А там нужно зубрить историю вычислительной техники”.
Проблема “человеческого фактора”, как ни странно, тоже актуальна в наше время. Я имею в виду настрой и учителей, и управленцев по отношению к информационным технологиям. Кто-то ищет спонсоров, “выбивает” компьютерные классы, обучает педагогов. А кто-то до сих пор считает компьютер ненужной роскошью. И не хочет протянуть руку за тем, что лежит рядом. В декабре прошлого года в шести педучилищах Тверской области стартовал проект “Педагогическая информационная сеть”. Цель проекта была – организовать выход в Интернет и электронную почту в педучилищах, которые обеспечивают учителями сельские школы области. “Раскачивались” в училищах с трудом. Заведующий кафедрой математики с методикой начального обучения Тверского государственного университета Юрий КРЫЛОВ: “Чтобы привлечь преподавателей к проекту, мы провели среди них конкурс по наполнению информационной сети. Сейчас у нас в портфеле порядка 160 проектов: Интернет-учебники, методические материалы”.
Федерация Интернет-образования, которая за полгода своего существования подготовила уже свыше 900 преподавателей, тьюторов, сотрудников региональных Интернет-центров, тоже столкнулась с этой проблемой. Светлана АВДЕЕВА, директор Московского центра Интернет-образования: “Прослушавшие у нас курс учителя жалуются на непонимание своими руководителями, завучами, директорами школ. В сентябре сделали пробный поток обучения из Новосибирской области. Приехала группа, целиком состоящая из начальников районных управлений образования. Люди уехали мировоззренчески “повернутые” в нужную сторону. Поэтому в 2001 году хотим сделать акцент на обучение руководителей региональных, областных и районных образовательных структур по программе “информационные технологии для администраторов образовательных учреждений”.
Выступая на конференции ИТО-2000, зам. министра образования Виктор БОЛОТОВ попросил совета у всего педагогического сообщества – чем наполнить национальную программу информатизации, которую Министерство образования совместно с РАО, Минпромнаукой, Минсвязью должно представить в мае-июне будущего года? Конечно, в этой программе должны быть учтены вышеперечисленные проблемы. А конкретные советы может дать практически каждый регион. И первый, прямо сейчас, от методиста отдела образования администрации города Жигулевска Маргариты КЛАССЕН. В Жигулевске статистика обеспечения школ компьютерами такая же, как в среднем по России, – на одну машину сто ребят. Маргарита Классен: “В городе в ближайшее время будет создан ресурсный центр, в котором будет сосредоточен весь парк компьютерной техники. Мы подключим этот центр к Интернету и электронной почте, что даст возможность ребятам обучаться дистанционно и получать информацию из сети”.
Принимается. Какие будут еще предложения?
Оксана РОДИОНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте