Если вы расспросите начинающих педагогов Москвы о том, как они провели лето, около трехсот молодых специалистов ответят,что ездили на Черноморское побережье, отдыхали в гостевом доме под Анапой, купались в море, пережили шторм, играли не тольков привычные шахматы, волейбол, настольный теннис,но и динамичный квест, а еще…они повышали свой профессиональный уровень.Мастер-классы, семинары, тренинги, консультации, деловые игры – все это неотъемлемая часть жизни активного педагога.Но жизни рабочей, а никак не летней, отпускной. Что в таком случае привлекает начинающего специалиста системы образования в дополнительных занятиях и почему он стремится заслужить право попасть на выездной семинар молодых педагогов? Ответы на эти вопросы так же разнообразны, как неповторимы участники выезда. И каждый из вариантов по-своему верен.
Итак, с 25 июня по 14 июля в витязевском гостевом доме «Зодиак» в две смены проходил выездной лагерь-семинар для молодых педагогов, который уже пять лет подряд организует Московская городская организация Общероссийского профсоюза образования. Год от года количество участников выезда заметно увеличивается. Особенно очевидно это стало в прошлом году, когда потребовалось ввести вторую смену. Такое повышенное внимание молодежи к семинару вполне объяснимо. Он дает возможность не только отдохнуть, в кратчайшие сроки подняться на новую ступень профессионального роста, продемонстрировать свой педагогический талант, но и разобраться в спорных вопросах современной педагогики и психологии, юриспруденции в сфере образования, наконец, найти единомышленников и друзей.
К слову, этот год примечателен не только количественным, но и качественным изменением состава участников. Постепенно семинар превращается из учительского в педагогический. Наряду с предметниками заявить о себе спешат психологи, педагоги дошкольных образовательных учреждений и колледжей, дефектологи и социальные педагоги. Одновременно с этим увеличивается число городов-участников. На этот раз к московским педагогам присоединились коллеги из Тулы, Нижнего Новгорода, Краснодарского края, Минска, Киева, Донецка и Риги.
О том, что неформальное общение способно стать стимулом для дальнейшего профессионального сотрудничества, известно давно. Однако понять, насколько это действительно важно, помогают и спортивные соревнования, и вечерние концерты, и ежедневные беседы. Ведь всегда полезно узнать об особенностях системы образования в других городах и странах. Педагогические концепции, система оценок, уровень зарплаты, положение сельских школ, поддержка государства, взаимоотношения с родителями, перспективы, опыт не только пилотных школ, но и пилотных городов… Круг вопросов казался неисчерпаемым!
При этом один вопрос неизменно оставался в центре внимания всех и каждого – «Моя педагогическая карьера». Именно под таким девизом прошли обе смены молодежного лагеря-семинара, что совсем неудивительно. Кем бы ни работал начинающий специалист, карьерный рост становится для него приоритетным направлением развития. А в условиях новой системы оплаты труда, когда педагогу просто необходимы непрерывное обучение и профессиональное совершенствование, понятия «профессионализм» и «карьера» особенно тесно связаны.
Во время выездного лагеря-семинара первым шагом на пути к карьерной лестнице для участников стала дискуссия «Современные направления развития столичного образования». Она позволила выявить уровень осведомленности начинающих специалистов в вопросах, волнующих всех представителей современной системы образования, наметить «проблемы от педагогики» и, возможно, даже пути их решения. При анализе поставленных вопросов молодые педагоги стремились рассмотреть ситуации с точки зрения не только учителей, но и учащихся (воспитанников), их родителей, администрации образовательного учреждения.
Основой для дискуссии оказались выступления, подготовленные участниками семинара. Тем интереснее начинающим специалистам было узнать о непосредственном опыте молодых коллег и о реализации некоторых государственных инициатив в московских образовательных учреждениях. Кроме того, вынося на обсуждение собственное видение насущных проблем, столичные педагоги давали гостям семинара повод для сравнений. Где, если не в Анапе, молодые специалисты могли узнать о положении вещей в Риге, Нижнем Новгороде или Киеве?
Продолжением активной работы стало проведение 27 июня, в День молодежи, лекции «Современное состояние молодежной политики». Перед участниками семинара выступил заместитель директора Центрального окружного методического центра Павел Кузьмин, который рассказал о роли начинающих специалистов в развитии системы образования Москвы. Проблемы и преимущества молодого педагога, основные направления развития его потенциала, создание конкурентной профессиональной среды и привлекательной системы повышения квалификации, карьерный лифт и участие в жизни профессиональных сообществ, освоение современных образовательных технологий и инновационное проектирование – все это волнует или по крайней мере должно волновать каждого начинающего специалиста. Интерес к заявленной теме был подкреплен желанием участников семинара получить индивидуальные консультации по окончании лекции.
Следующими значительными вопросами, рассмотренными в течение всего одной лекции, стали основные положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также универсальные учебные действия, знакомые на сегодняшний день практически каждому педагогу. Последняя тема оказалась необходимым звеном в цепочке тех занятий, которые посещали и проводили участники семинара. Если вначале для кого-то загадочная аббревиатура УУД и была ничего не говорящей, то в конце выезда практически все молодые педагоги могли похвастаться знанием содержания, видов универсальных учебных действий и форм работы с опорой на УУД.
Учитывая то, что УУД обязательное условие построения метапредметного занятия, было невозможно обойти стороной вопрос его разработки. Как и в прошлом году, практической стороной выезда стала подготовка материалов силами участников семинара. Одни молодые педагоги досконально продумали мастер-класс еще в Москве, другие уже в «Зодиаке» создавали нечто новое с учетом полученных знаний, а третьим удавалось подкрепить содержание когда-либо проводимых нетрадиционных занятий теоретическими сведениями о метапредметности. Всего было показано тридцать восемь мастер-классов по самым различным направлениям педагогической деятельности.
Каким будет резонанс, пока остается только предполагать, однако внимания заслуживает уже тот факт, что участники семинара в качестве поля для размышлений выбрали вопрос, столь актуальный в современной системе образования. Итогом большой работы станет публикация сборника материалов, подготовленных молодыми педагогами.
Помимо узкопрофессиональных вопросов на семинаре рассматривали и вопросы, волнующие каждого педагога без исключения: роль профсоюза в жизни педагогического сообщества, преимущества активных членов профсоюзной организации и ее возросшее за последнее время значение в системе образования. Перед участниками семинара выступил заместитель председателя Московской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки Владимир Юдин, который рассказал о действующих и запланированных программах поддержки педагогов, а также выразил отношение профсоюзной организации к нововведениям в системе столичного образования.
Повышенный интерес участников семинара традиционно вызвало выступление Ирины Юрьевны Копаевой, главного правового инспектора МГО профсоюза. Защита прав молодого педагога, изменение положения сотрудников образовательных учреждений в связи с введением НСОТ, обстоятельное объяснение спорных ситуаций, индивидуальное консультирование в свободное от лекционных занятий время – это лишь часть программы выездного семинара. Ответы молодежи позволили выявить слабые звенья юридической осведомленности начинающих специалистов системы образования, но одновременно с этим продемонстрировали, что некоторые участники со знанием дела говорят о тех изменениях, с которыми столкнулись современные образовательные учреждения и педагоги.
Помимо юридических консультаций молодые педагоги на протяжении всего выезда могли получить квалифицированную помощь психологов. Об интересе начинающих специалистов к различного рода тренингам, деловым играм, семинарам свидетельствовало значительное количество участников необязательных занятий. И это не кажется удивительным, поскольку проблемы карьерного роста, ведения конструктивных переговоров и взаимодействия деловых партнеров, умения владеть собой в нестандартной ситуации и приходить к компромиссу, развития творческих способностей и креативного мышления важны для каждого человека независимо от его возраста и профессии.
Обрамлением учебной программы молодых специалистов, как обычно, стали утренние пробежки к морю и ночные заплывы, театрализованные завтраки, обеды и ужины, спортивные соревнования и зарядка на любой вкус, включая аквааэробику, вечерние дискотеки и интереснейшие экскурсии. Между тем это лето запомнится молодым педагогам и яркими находками. Чего только стоят два таких непохожих друг на друга квеста, проходивших в тяжелейших, без преувеличения, погодных условиях: один во время шторма, а другой под палящим солнцем! Кто-то из участников игры воспринимал квест исключительно как спортивное соревнование, другие даже в этом необычном мероприятии попытались увидеть модель построения современного занятия, поскольку квест, по сути, союзник педагога в формировании метапредметного мышления. Он требует от участников не столько конкретных знаний, сколько умения логически мыслить, искать информацию и выбирать самое необходимое, принимать решения и делать выводы. Это ли не своего рода педагогический мастер-класс?
А еще вторую смену ждала незабываемая ночь на Ивана Купалу, конечно же, с прыжками через костер и плетением венков, зажиганием свечей и хороводами!
Настоящим достижением летнего выезда можно считать возросшую самостоятельность участников семинара, ведь каждая группа отвечала за подготовку и проведение какого-либо мероприятия. Быть может, именно в этой командной работе, в стремлении сделать день запоминающимся и интересным для всех, в осознании своего потенциала и реализации скрытых возможностей как раз кроется залог успеха выездного семинара молодых педагогов, будущих и настоящих профессионалов.
Комментарии