search
main
0

Анализируем и интерпретируем

В настоящее время система образования ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство. Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире.

Стоит задуматься над тем, какие знания получит ребенок в итоге при окончании школы. Будет мобилен, будет универсален, будет востребован? Именно в этом направлении нужно строить вектор развития ребенка. Готовность принимать знания является основой формирования функциональной грамотности.

Функциональная грамотность современного обучающегося как метапредметный результат образования проявляется в виде готовности к жизни в изменяющемся обществе, к продолжению образования, успешности саморазвития.

Для того чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить ее, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и, что очень важно, трансформировать в собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из предметов, не только в рамках русского языка и литературного чтения. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов – математики, окружающего мира, технологии и других. Важно давать учащимся метапредметные задачи, связанные с реальной жизнью.

Формирование и развитие читательской грамотности как одной из составляющих функциональной грамотности школьников – первостепенная задача начальной школы начиная с первого класса. Целостное восприятие и понимание текста, умение анализировать и интерпретировать текст возможны при опоре на следующие виды деятельности: осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров; пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием); ответы на вопросы; анализ и интерпретация произведения; составление планов; характеристика героя; написание отзыва; написание сочинения.

Читательская грамотность включает в себя умение понимать и использовать прочитанное, соотносить информацию со своим опытом и знаниями.

К окончанию 4‑го класса ученик способен находить в тексте конкретные сведения, которые представлены в явном и неявном виде, понимать назначение графической информации (рисунка, схемы, карты) как структурной части текста, соотносить графическую информацию с фактами, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать сложные выводы и обосновывать их, самостоятельно объяснять приведенные сведения, связывать полученную информацию с личным опытом и использовать как в учебных целях, так и для решения реальных жизненных задач.

В век стремительного развития информационных технологий возникла необходимость обучить детей компьютерным технологиям как источнику информации и средству работы с ней.

В помощь учителю есть много интернет-ресурсов, способствующих формированию и развитию функциональной грамотности, где ученики изучают школьные предметы в интерактивной форме. Достойные сведения для развития читательской грамотности представлены в библиотеке МЭШ, где в одном месте собраны все необходимые к уроку материалы: тексты, фото, видео, слайды, таблицы, тесты.

МЭШ помогает преподавателям экономить время и творчески развиваться в своей профессии. Для учителя это удобная реализация педагогических задач, адаптация содержания урока под потребности конкретного класса и возможность повысить успеваемость за счет заинтересованности детей в работе с ноутбуком или электронной доской. К каждому ученику теперь реально найти подход, создать личную образовательную траекторию, предложить индивидуальный набор контента.

Развитие функциональной грамотности осуществляется не только на урочной, внеурочной деятельности, но и в рамках дополнительного образования. Участие в проектной деятельности, олимпиадах. Например, на сайте олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы» в рамках конкурса «По музеям в тапочках» учащиеся имеют возможность виртуально посетить Государственную Третьяковскую галерею, Московский зоопарк, Политехнический музей, музей-усадьбу «Архангельское» и другие музеи.

Выполняя задания конкурса, учащиеся должны показать владение смысловым чтением, умение работать с информацией, представленной в различных формах (текст, таблица, диаграмма, схема, рисунок, чертеж, карта), интерпретировать информацию, решать задачи, требующие анализа и обобщения.

Таким образом, для развития у школьников функциональной грамотности можно использовать абсолютно любую учебную и развивающую активность. Главное – ставить перед собой эту задачу.

Наталья ВОЛГИНА, учитель начальных классов измайловской школы №1508

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте