25 лет педагогический коллектив югорской школы №1 возглавлял выдающийся педагог Георгий Атякшев. В 1999 году школа превратилась в лицей и взяла в качестве своего бренда имя любимого учителя. Георгий Федорович всегда учил своих единомышленников не бояться нового и стремиться к успеху: сегодня здесь ведется научно-исследовательская работа «Новый город: образование для изменения качества жизни», и лицей стал победителем конкурса «Лучшие школы Ханты-Мансийского автономного округа».
В лицее имени Георгия Атякшева делают ставку на элитарное образование. К тому, что у ребенка следует развивать проектное мышление, шли здесь давно, еще с 1976-го школа начала выстраивать линию ранней профилизации по информатике и вычислительной технике. Через два года экскурсии в вычислительный центр Тюментрансгаза натолкнули на мысль: а почему бы 1-й не заняться подготовкой операторов на его базе? Таким образом, новейшие технологии вошли в жизнь школы полноправным членом образовательного процесса тогда, когда для многих компьютер оставался элементом антуража научной фантастики. Стоит ли удивляться, что в 1989 году школе был присвоен статус учебного заведения с углубленным изучением математики и информатики, ведь информатика здесь стала «своей» даже для первоклашек.
С самого первого момента своего рождения школа развивалась как инновационная. Она не раз участвовала в различных экспериментах, а с 1984 года в 1-й реализуется авторская целевая компьютерная программа «Системный анализ урока», предусматривающая создание электронной базы данных.
Выстроив цепочку преемственности, в лицее к профессиональному образованию готовят с детского сада. Начиная с 1993 года специалистами психолого-логопедической службы лицея по программе «Готовность к школе» осуществляется обследование всех дошкольников города с созданием единого банка данных и коррекцией учебных программ 1-х классов, а с 1995 года такая работа осуществляется под руководством специалистов службы лицея с привлечением психологов и логопедов школ города.
Реализация способностей мышления и коммуникации, социальной мобильности ученика, без сомнения, зависит от профессиональной компетентности и мобильности учителя. Поэтому на протяжении ряда лет одним из приоритетных направлений было фирменное повышение квалификации педагогических кадров, направленное на освоение и внедрение в образовательный процесс лицея задачной, проблемной, проектной технологий в рамках мыследеятельностной, личностно-ориентированной образовательной и педагогической парадигмы, освоение главного средства ее реализации на практике – антропологической позиции педагога.
С 2005 года проводятся Атякшевские чтения. Они стали традиционным городским праздником – данью памяти замечательному педагогу и новой формой повышения профессиональной квалификации. Ежегодно создается компьютерный банк данных, на основе которого формируются диагностические материалы: профессиограммы педагогов по итогам года, разработаны и изданы методические рекомендации.
Четыре года летом работает «Лицейская академия юных». Это одна из форм ранней профилизации, которая обеспечивает реализацию индивидуальных образовательных траекторий по оригинальным модульным курсам, прошедшим экспертизу: биология, химия, экономика, геометрия, информационные технологии. Пройдя все летние мастерские, творческие лаборатории, занимательные занятия по спецкурсам, шестиклассники и семиклассники определяют свой будущий профиль обучения. Осуществлению профильного обучения, профориентации и предпрофильной подготовки учащихся лицея во многом способствует и сотрудничество с социальными структурами города. Главный социальный партнер лицея по-прежнему Тюментрансгаз. Специалисты предприятия в качестве мастеров производственного обучения готовят будущих операторов ПЭВМ и помогают развивать дистанционное образование. А лицеисты создают проекты, компьютерные программы для использования в практической деятельности Тюментрансгаза.
Татьяна ДОЛГОДВОРОВА, директор лицея имени Георгия Атякшева, Югорск
Комментарии