Принимая участие в комплексной программе модернизации образования, наш регион взял на себя серьезные обязательства по всем направлениям модернизации образования. Именно от того, как будут выполняться эти обязательства, во многом зависит размер средств, выделяемых на реализацию проекта.
На федеральном уровне разработана система электронного мониторинга, которую условно можно разделить на две составляющих: отслеживание исполнения контрольных мероприятий (обязательное подтверждение выполнения обязательства нормативным актом, помещенным на сайтах региона, муниципалитета или образовательного учреждения) и отслеживание системных изменений в соответствии с обязательствами, которые взял на себя каждый регион в рамках реализации КПМО. Разработаны перечень и формы сбора показателей по каждому направлению на всех уровнях системы образования. Действует сайт, на котором наглядно иллюстрируется состояние дел в регионах.
Сравнения региональных образовательных систем по показателям результатов реализации проекта само по себе уже является средством управления. Однако для того чтобы мониторинг стал эффективным управленческим инструментом, нам предстоит решить значительное количество проблем. Назовем некоторые из них.
Прежде всего существует опасность, что все внимание в ходе реализации будет сосредоточено на исполнении контрольных обязательств, и как положительные, так и отрицательные социальные последствия модернизации не будут специально отслеживаться для оперативного принятия управленческих решений.
Особую важность представляют вопросы организации способов оперативного взаимодействия для своевременного получения достоверных данных в процессе мониторинга в масштабах региона и вопросы определения и назначения лиц, ответственных за реализацию данного направления.
Отсутствие единого понимания различных показателей и индикаторов, используемых в системе мониторинга проекта, также может привести к искажению информации о реальном состоянии региональной системы образования.
Следует отметить необходимость проведения в процессе реализации проекта большого объема аналитической работы, что потребует значительного количества аналитиков как в муниципалитетах, так и в образовательных учреждениях.
По условиям проекта каждая школа должна иметь собственный сайт в интернете или хотя бы страничку на сайте муниципалитета или соседней школы в случае, если технически сложно оснастить школу доступом в интернет. Поэтому создание и обслуживание сайтов образовательных учреждений можно также отнести к проблемам, требующим первоочередного решения.
Для успешной реализации проекта Министерством образования Московской области совместно с Академией социального управления разработана организационная структура взаимодействия всех уровней системы образования региона в процессе мониторинга, сформированы муниципальные команды ответственных за сбор и представление информации, проведена серия инструктивных совещаний. Для подготовки специалистов по мониторингу разработан курс «Мониторинг и статистика образования», который прошел апробацию в городских округах городов Электросталь и Бронницы. В августе запланировано проведение семинаров-практикумов по заполнению форм электронного мониторинга, анализу и интерпретации информации.
Анна ФИРСОВА, начальник отдела мониторинга АСОУ
Комментарии