Развивающие методические приемы
4.1. «Мостик»
Цель:
– формирование и развитие умения определять причинно-следственные связи между физическими объектами (понятиями);
– развитие самостоятельного мышления, аналитических и синтетических способностей.
Сущность: учитель объясняет тему, связанные между собой понятия, термины, формулирует для учеников определяющий вопрос. Для активизации мышления основные понятия записываются на доске, а между ними оставляется место для ключевого слова. Когда ученики определяют ключевое слово, оно вписывается на пустое место.
Результат:
– совершенствование формы изложения учебного материала, он становится более доступным для понимания учащимися;
– ученики самостоятельно совершают «открытия» новых знаний.
4.2. «Репортаж»
– формирование навыков работы с дополнительными источниками информации;
– развитие поисковой активности учащихся.
Сущность: ученики работают над информационными источниками, затем весь материал оформляется в репортаж. Исходя из темы выстраивается четкая последовательность материала. Обязательный компонент – ученические комментарии. Формы репортажа: альбом, информационный лист, газета, путевые заметки, статьи и прочее.
– учащиеся приобретают умения классифицировать и ранжировать материал;
– повышается общая эрудиция учащихся.
4.3. «Ступеньки интеллекта»
Цели:
– формирование навыков сложных мыслительных операций;
– развитие умения продуктивно анализировать специальную информацию.
Сущность: после прохождения определенного учебного материала или этапа урока учитель предлагает ученикам составить вопросы по теме. Можно объявить конкурс на лучший вопрос. Количество времени на составление вопросов регламентируется учителем.
– закрепление и систематизация знаний;
– создание ситуации успеха.
4.4. «Мне это пригодится»
– развитие аналитических навыков и самостоятельности мышления;
– формирование умения доказательно аргументировать и излагать собственное мнение.
Сущность: на любом этапе урока ученикам предлагается ответить на вопрос: «Где вам может пригодиться изучаемый на уроке материал?». Ученики самостоятельно (индивидуально или в группах) пытаются доказать, что изучаемый материал имеет конкретную прикладную или теоретическую ценность.
– осознание учащимися практической значимости изучаемого материала;
– реализация принципа практической направленности в обучении.
4.5. «Рекламное бюро»
– развитие самостоятельности, креативных способностей учащихся;
– формирование основ исследовательской деятельности;
– формирование навыков коллективной деятельности и продуктивного общения.
Сущность: класс делится на рекламные компании, которые получают задание: создать рекламный проспект какого-либо физического объекта (прибора, явления и прочее) и представить его на суд общественности (класса). Рекламные компании могут работать по одной теме, но по разным направлениям, руководствуясь следующими критериями: соответствие рекламного проспекта предложенной теме, оригинальность представления, разнообразие представленного материала, логичность построения проспекта, раскрытие сути рекламируемого объекта.
– формируются умения самостоятельно вести поиск информации, анализировать и компоновать материал, придавать ему определенную форму и защищать его;
– развиваются артистические способности, повышается уровень сплоченности классного коллектива.
Фотоаппарат. Ручная работа
Интегрированный урок в 8-м классе на тему «Глаз. Зрение» (физика + биология)
Тип урока – изучение нового материала.
Форма урока – интегрированная.
Цели урока: 1. Изучить анатомическое строение глаза, его особенности, функции органов зрения.
2. Выяснить причины, приводящие к дефектам зрения, освоить правила гигиены зрения.
3. Расширить способы и формы научного познания мира.
Оформление, оборудование: детские рисунки с изображением глаз, таблица «Глаз. Зрение», модель глаза, надписи по гигиене зрения, магнитная доска с магнитами, корзинка с продуктами питания (витамин А); модель головного мозга, тела, одинаковой формы, но разного объема.
Содержание урока:
1. Строение глаза (учитель биологии).
2. Построение изображений по сетчатке глаза (учитель физики).
3. Дефекты зрения (учитель физики).
4. Исправление дефектов (учитель физики).
5. Гигиена зрения (учитель биологии).
Ход урока
Мотивация. На доске закреплены рисунки детей с изображением глаз. Ребята вспоминают пословицы, поговорки, крылатые фразы, стихотворения о глазах.
Актуализация знаний. Учащиеся вспоминают и перечисляют все органы чувств, их функции, обращая особое внимание на то, что 90% информации об окружающем мире человечество получает с помощью органов зрения; приводят примеры, говорят о необходимости изучения строения глаз. При этом они сами формируют цели и задачи урока (учитель физики их конкретизирует).
Учитель биологии рассказывает о строение глаза по таблице, выделяет основные детали, изучает с ребятами функции зрачка.
Обратная связь: учащиеся называют составные части глаза по модели, выделяют оптические детали глаза, делают вывод, что глаз – это оптический прибор.
Учитель физики, после того как учащиеся построили изображение на сетчатке и доказали, что глаз – это живой фотоаппарат, ставит перед ними проблему: «Мы видим тела в натуральную величину, не уменьшенные. В чем дело?» Демонстрируется модель изображения: большая ваза – глаз – маленькая перевернутая ваза.
Учащиеся приходят к выводу, что изображение корректируется головным мозгом. Модель меняется: ваза – глаз – мозг – ваза.
Учитель физики и учащиеся определяют функции и возможности органов зрения и способы исправления дефектов. (Сообщения учеников о лицах, очках, микрохирургии глаза). Используется таблица «Дефекты зрения».
Учитель биологии с учащимися делает вывод, что лучше сохранить зрение, чем восстанавливать его потом. Учащимся предлагаются карточки, на которых написаны правила гигиены зрения (правильное питание, дневное освещение, витами А и др.) и действия, приводящие к ослаблению зрения (чтение лежа, длинная челка, плохое освещение и др.). Учащиеся должны разделить карточки и прокомментировать их. (Для наглядности можно использовать корзинку с продуктами питания, солнцезащитные очки, провести гимнастику для глаз и т.д.). Делают выводы.
Наталья БОЧКАРЕВА, учитель физики СШ № 7, г.Петров Вал, учитель года Волгоградской области-2003
Комментарии