search
main
0

Американских детей учат “по-нашему” Система Эльконина-Давыдова внедряется в школах разных стран

Почти полувековую историю имеет уникальная система обучения и развития школьников, созданная нашими педагогами-психологами Даниилом Элькониным и Василием Давыдовым. Начатый ими в 1958 году эксперимент в конце 90-х годов вылился в целое направление в отечественной педагогической науке и стал авторитетной методической школой, в русле которой работают сегодня образовательные учреждения в России, странах СНГ и Балтии, и которую апробируют уже за океаном. В нынешнем учебном году в США, штате Гавайа, открылись два класса, где обучение ведется по методике Эльконина-Давыдова. Теперь возник интерес к ней и у международных организаций, влиятельных лиц из-за рубежа. Супруга президента Всемирного банка госпожа Элен Вульфенсон с целью ознакомления с системой недавно побывала в 91-й московской школе.

Именно это учебное заведение стало экспериментально-педагогической площадкой по реализации системы развивающего обучения, причем государственного масштаба.
…То, что предложили Даниил Эльконин и Василий Давыдов 40 с лишним лет назад, кардинальным образом меняло практику школьного обучения. “Изюминка” предложенной системы была в том, что учить детей надо опираясь на собственную познавательную деятельность школьников, постоянно стимулируя их интерес к учебе. И когда еще никто не помышлял о развивающем обучении, они не просто провозгласили эту смелую идею, но и придали ей материальную плоть в виде практических разработок уроков.
Все это время программа дорабатывалась, и лишь два года назад эксперимент, что называется, пошел в среднюю школу, охватывая по проекту 6-9-е классы. Теперь руководит им сын Даниила Эльконина, профессор, доктор психологических наук Борис Эльконин.
С 1990-х годов началось массовое внедрение системы Эльконина-Давыдова в учебные учреждения. Сегодня в разных регионах России 50 школ участвуют в эксперименте по пролонгированию системы развивающего обучения в средней школе, которым руководит Б.Д.Эльконин. А еще есть множество школ, в которых систему Эльконина-Давыдова используют в преподавании отдельных предметов. Называют цифру: 6 процентов школ России работают по Эльконину-Давыдову. В Красноярске создан Сибирский филиал Московского центра развивающего обучения – гимназия N1. Директором, кстати, там был Исаак Давыдович Фрумин – координатор образовательных программ Всемирного банка. Он сопровождал госпожу Вульфенсон во время ее визита в 91-ю школу.
…Урок математики во втором классе вела Наталья Лазаревна Табачникова. Тема сложная: деление с остатком. Учительница написала на доске примеры на умножение простых чисел и спросила, что можно с ними сделать. “Сосчитать в голове, на калькуляторе”, – говорили ребята. А можно, оказывается, просто посмотреть на последней странице тетради таблицу умножения. Однако каждый из предложенных способов имеет свои недостатки (например, калькулятора ни у кого не нашлось), и учительница предложила свой способ разобраться с примерами. Она начертила две параллельные координатные прямые, называемые мерками С и Е, деления на которых нанесены в соотношении 1:4. Чтобы умножить, к примеру, 3 на 4, надо на нижней мерке С отсчитать три деления и подняться вверх, на мерку Е – палец попадает на 12. (См. рис.). Деление происходит соответственно в обратном порядке. Но вот педагог просит детей разделить 19 на 4. Они не могут назвать число, но могут его…показать. Мальчик, который вызвался это сделать у доски, радостно воскликнул “Вот оно!” и поставил крестик на координатной прямой. Учительница спрашивает, что это за число. “Почти пять”, “между четырьмя и пятью”, – говорят ученики, и когда дальше этого дело не идет, на помощь приходят мерки: 4С плюс 3Е – это и будет частное чисел 19 и 4, говоря нормальным языком, 4 и три в остатке. Дети быстро соображают, сколько будет 11 разделить на 4; 22 на 7. Затем переходят к еще более сложному – уравнениям. И пример для них уже готов: х:6=4(ост.5).
Наталья Лазаревна как бы подталкивает ребят к размышлению, неустанно задавая вопросы, кто что думает по этому поводу, какие есть известные им способы решения задачи. Она проходит по рядам, задерживаясь у парт. А ребята чертят линии координат С и Е, рисуют треугольную схему, и… рассуждают – кто-то про себя, кто-то друг с другом. Они поглощены поиском, их головы то поднимаются вверх, к учительнице, то вновь опускаются над тетрадями. Рабочий шум, дети возбуждены. Они тянут руки – хотят высказать свою идею, ответить на вопрос учителя…
Совершенно юная на вид Наталья Табачникова, учитель-экспериментатор, оказывается, работает по этой системе с 1978 года. Шесть поколений ее учеников вышли из стен школы. Неудивительно, что она проводит урок на первый взгляд играючи, с улыбкой, непринужденно открывая второклашкам таинства и красоту царицы наук. Она не уводит их в математические дебри, а делает так, что ребята шаг за шагом сами раскрывают стройную систему и логику, мудрость и величие математики. На уроке все равны – учитель и ученики. Ибо в равной степени они увлечены творчеством, а по-другому процесс нахождения истины, движение мысли и назвать нельзя. Опираясь на систему Эльконина-Давыдова, педагог учит большему, чем просто математическим действиям. Он учит ставить вопросы – точные, логически обоснованные, такие, которые выведут к правильному ответу или по крайней мере покажут верное направление. Это и есть развивающее обучение, ключ к познанию основ наук.
– Как вы переходите от эксперимента к введению системы в массовой школе? – поинтересовалась гостья у научного руководителя проекта Бориса Эльконина. Он сказал:
– Мы не экспансивная школа и не стремимся к слишком широкому охвату. Это наукоемкая технология, которая требует немалых затрат. В России работают 5 крупных центров переподготовки учителей, действующих широко и интенсивно, и 10 центров меньшего масштаба. В настоящее время 2 с половиной тысячи учителей, половина из которых математики, работают по нашей системе, и нас это пока устраивает.
– Насколько учителям тяжело перенимать новую систему?
В разговор включается Наталья Табачникова:
– Проблема в том, что систему нельзя передать из рук в руки, как бумагу… Даже комплекс упражнений по физкультуре можно описать и использовать, когда захочешь. Но ни книги, ни компьютер, ни видеозапись не помогут в случае с системой Эльконина-Давыдова. Только через общение можно перенять ее суть, принципы и механизм использования в школе. Учителей нужно поставить в ту же позицию, в которой сегодня находятся наши дети, заставить так же думать, как должен будет делать это ученик. А это очень сложно взрослому человеку, тем более преподавателю, который много лет проработал по традиционной методике.
С теоретической основой этой системы знакомы педагоги и психологи многих стран Северной Америки и Европы. Научные труды Давыдова и Эльконина изданы в Финляндии, Голландии, Англии, США.
В сентябре 2001 года в двух американских школах начался эксперимент по использованию системы Эльконина-Давыдова, причем не элементов, а именно системы как таковой.
В США действует организация “Лучшие образовательные проекты”, которая, как у нас говорят, достает деньги из разных фондов для открытия экспериментальных классов и школ, в частности, по российскому проекту. Ее руководители планируют открыть классы Давыдова-Эльконина в Нью-Йорке и других штатах.
В январе 2002 года в Гавайском университете состоялась конференция “Русско-американский форум по элементарной математике”.Она была как раз посвящена сравнению двух систем – “эльконинско-давыдовской” и американской и обсуждению первых результатов внедрения “русской методики” в местные школы. “Посещая уроки в экспериментальных классах, они были просто шокированы успехами детей и даже не представляли, что шестилетки и даже пятилетки (в первом классе там учатся дети от 5 до 6 лет) могут решать такие задачи и осваивать столь сложную науку, как математика”, – делится впечатлениями от той поездки Борис Даниилович, один из участников форума.
Школа Эльконина-Давыдова работает в Украине, Белоруссии, Латвии, Казахстане. 7 лет назад была организована международная ассоциация развивающего обучения.
У этого образовательного проекта весьма счастливая судьба. И то, что система Эльконина-Давыдова перешла из XX века в XXI, “шагает” из одной страны в другую, приживается в среде с совершенно другой ментальностью и взглядами на педагогику, показательно.

Ирина Каминская

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте