search
main
0

Амбиции работают на нас. Талантливых детей должны учить талантливые педагоги

Магнитогорская школа №5 с углубленным изучением математики впервые прозвучала на всю страну, когда ее молодой талантливый преподаватель Наталья Никифорова стала абсолютным победителем конкурса «Учитель года-2009». В прошлом году бронзовым лауреатом Всероссийского конкурса «Директор года-2011» была названа директор этой школы Наталья ДЕДОВА. Впрочем, уважение и авторитет Наталья Брониславовна завоевала и в своем коллективе, и в городе задолго до этой победы.

– Работать с одаренными детьми непростая задача, есть ли у вас какие-то свои управленческие секреты?- Одна из самых важных задач, на мой взгляд, – это кадровая работа. Разумеется, учить талантливых детей должны талантливые педагоги. А они, как правило, амбициозны, требуют особого подхода. Найти хорошего учителя ох как непросто, это точечная кропотливая работа, которая не прекращается ни на одно мгновение. Проблема в том, что у нас могут работать лишь учителя с высшей категорией, кроме того, не все из них готовы преподавать в школе с углубленным изучением математики. Это ведь особые требования, куда проще трудиться в обычной общеобразовательной школе. Приходится привлекать вузовских преподавателей, работающих у нас по совместительству. Творческие, креативные люди знают себе цену, им нужно создавать и материальные, и моральные условия для работы. Сейчас нам, к примеру, нужны математики, как ни странно, именно с ними больше всего проблем, получается как в поговорке – сапожник без сапог. Ребята, которые учатся у нас, психологически очень разные, это креативные дети, способности которых могут раскрыться при определенной системе. По сути, это индивидуальная траектория работы с каждым одаренным ребенком. К примеру, Саша Циглер, который попал в энциклопедию «Ломоносов». До 9-го класса он не показывал каких-то особых результатов, накапливал свои знания, и, конечно, в его победах велика заслуга родителей. Это мудрые, интеллигентные люди, тонко чувствующие своего ребенка, они делали все, чтобы он состоялся. Так что успех Александра – это не сиюминутный взрыв, а результат системной работы педагогов, родителей и всей той системы, в которую погружен ребенок. Кстати, одна из важных задач директора школа – работа с родителями. Мамы и папы, которые приводят своего ребенка в нашу школу, как правило, тоже амбициозны, но зачастую они думают, что их миссия завершилась на том, что они привели свое чадо к нам. Они считают, что по мановению волшебной палочки их ребенок превратится в гения. Но даже при наличии серьезных способностей это всегда длительная и кропотливая работа, пример Саши Циглера убеждает, что без помощи родителей даже мудрому и опытному наставнику трудно добиться серьезных результатов. Мы понимаем, что у родителей свои задачи. Им приходится прежде всего материально обеспечивать ребенка, однако без их участия процесс образования и воспитания не может быть качественным. Программу развития школы мы, кстати, обсудили на совместном заседании вначале с педагогами, а потом с родителями и детьми. Мы только сейчас пришли к тому, что теперь принято называть государственно-общественным управлением, причем мы стараемся, чтобы оно было не формальным, не на бумаге, а на самом деле. А это непростой вопрос, и конечно, необходимо открыться в первую очередь самому директору. Сейчас мы работаем над налаживанием системы детского самоуправления.- Наталья Брониславовна, в вашей школе работает известная теперь на всю страну Наталья Никифорова. Не «зазвездилась» ли она?- Думаю, победа в конкурсе пошла ей только на пользу. Разумеется, она изменилась после этого, причем в лучшую сторону. Конечно, Никифорова человек честолюбивый и рациональный, ставящий перед собой серьезные задачи, однако амбиции пошли на пользу и ей, и школе. Наталья Сергеевна великолепно выпустила 11-й класс, все ее ребята учатся в престижных вузах. Многие попали в Москву и Санкт-Петербург. Никифорова же подготовила серебряного призера международной олимпиады Сашу Циглера. Кстати, Наталья начинала как раз как педагог дополнительного образования, работающий с одаренными детьми. Она работала в паре с очень талантливым математиком, который вскоре погиб, его сбила машина. Для Наташи это был удар, но она сильный человек, и когда я предложила ей вести математику, взять класс, она согласилась, тем более что там было много ребят, с которыми она работала как педагог дополнительного образования. Сейчас Никифорова мой заместитель по учебно-воспитательной работе, в ней открываются новые интересные качества, причем она многому учится у своих коллег, я тоже у нее учусь и не стыжусь этого. А еще Наталья Сергеевна помогает состояться молодым педагогам, мы активно привлекаем их еще со студенческой скамьи, причем приглашаем на практику и из непрофильных вузов, сейчас у нас четыре молодых педагога, мы развиваем у них жилку амбициозности в хорошем смысле этого слова. Наша команда – это еще и опытные, мудрые педагоги, у которых за плечами не один десяток лет работы в школе. В первую очередь это мой заместитель Владимир Леонидович Дронов, наша работающая система – плод его, а не моей деятельности, когда он в 2004 году пришел в нашу школу, именно вокруг него образовалась команда думающих креативных учителей.- Наталья Брониславовна, должен ли сегодня директор быть не только хорошим управленцем, но и хорошим учителем? Или это уже неактуально?- Конечно, во мне видят прежде всего главного учителя и воспитателя школы. И дети, и родители, и коллеги идут ко мне за советом по методическим и воспитательным вопросам. Даже если я не захочу, все равно мне придется исполнять эту роль. Так что одними обязанностями менеджера и управленца не обойтись, но сегодня они, разумеется, выходят на первый план. Несмотря на то что мне катастрофически не хватает свободного времени, я пытаюсь не отстать от современной литературы, перечитываю классику, я ведь словесник, и мне необходима практика, чтобы не разучиться мыслить. В свободное время обращаюсь к нашим профессиональным газетам, конечно же, к «Учительской газете».- Еще одна из серьезнейших проблем любого руководителя – финансовая, особенно это стало актуально сейчас, с переходом на новую систему оплаты труда, когда от директора, по сути, зависит, сколько будет получать учитель.- Мы перешли на новую систему оплаты труда осознанно, кстати, совсем недавно, с сентября, основательно к этому подготовившись. Конечно, работать стало интереснее, однако если бы финансирование было увеличено, это помогло бы еще больше стимулировать талантливых учителей на качественную работу. Те деньги, которые у нас сейчас есть, довольно сложно делить, это похоже на лоскутное одеяло, которое нужно натянуть на все дыры.Конечно, кадровая и финансовая проблемы важнейшие для управленца. Но не стоит сбрасывать со счетов и такие важные задачи, как сохранение и укрепление здоровья детей и педагогического коллектива. Учителя, не секрет, уже к сорока годам страдают синдромом выгорания, дети тоже сильно устают из-за больших учебных нагрузок. Поэтому мы отправляем начальную школу, а также 5-6-е классы на обучение в санаторно-лесные школы, где они оздоравливаются вместе со своими педагогами. Еще одна форма работы по здоровьесбережению – это летний отдых на базе загородных лагерей. Большое значение в нашей школе придается работе психологической службы, на психологах мы не экономим. Они необходимы при сопровождении детей-олимпиадников, помощь психолога нужна при работе с подростками и родителями.- Наталья Брониславовна, каким основным принципом вы руководствуетесь при работе с коллегами?- Главное – это доверие, умение работать в команде, распределяя свои усилия. Когда идет одномоментная работа с учителем, ребенком, командой, идет переплетение усилий, и результат получается иной, системный. Вообще для меня в работе учителя самое важное – это его отношение к детям, любовь к ребенку – главное в нашей профессии. Кстати, нашим «внутрифирменным» ноу-хау стало повышение квалификации без отрыва от производства, прямо в школе. Мы два раза выигрывали по миллиону, деньги использовали для организации курсов по конкретным учебным проблемам. Ездили в Обнинск, где работает Малая академия по работе с одаренными детьми, перенимали там опыт. В результате сегодня мы стали стажировочной площадкой по распространению на территории России моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования.Магнитогорск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте