Его поддерживают “государство” и “президент”
Средняя школа поселка Алябьево Советского района Ханты-Мансийского автономного округа – это целое государство, Республика Мальчишек и Девчонок. Таково официальное название детской организации, созданной в школе. Есть у этой страны свой президент и свое министерство образования. Его главная задача – помогать отстающим в учебе. Президент республики уже второй по счету. Первый подал в отставку сам, решив, что должным образом своих обязанностей выполнять не сможет. “Население” республики – около 420 школьников, взрослых значительно меньше. Директор школы Татьяна Михайловна Степанова работает на этой должности примерно полтора года.
Экономика республики специализируется на текстильной и лесной промышленности. Алябьево расположено среди тайги, и школа, разумеется, помогает местному лесхозу, лесхоз – школе. Есть попытки развить свое сельское хозяйство. До райцентра километров 65, каждый день не наездишься туда помощи просить. Да и зачем? Зачем, если есть воля и собственная инициатива.
Кредо Татьяны Степановой то же, что и у многих директоров с “большой земли”:
– Раз мы селяне, должны приучать ребят к труду на селе.
Республика Мальчишек и Девчонок заключила с местным леспромхозом договор: школьный кружок кройки и шитья делает рукавицы и спецодежду для рабочих, творческая группа готовит концерты, а при снежных заносах ребята помогают расчистить на складе снег. Леспромхоз помогает деньгами. Но сельская школа – это не только обучение конкретным трудовым навыкам, это самообслуживание, уборка класса, помощь людям в поселке, работа на пришкольном участке – словом, все то, что формирует сознательное отношение к труду.
Татьяна Степанова была в прошлом предпринимателем. Она знает, где и что подешевле купить. И знания эти для директора школы нелишние. Выделили алябьевцам пятнадцать тысяч на хозяйственные нужды. Татьяна Михайловна поехала в Екатеринбург, купила линолеум, краски, кисти. Сэкономила семь тысяч – почти половину. В планах у директора построить при школе свинарник. В столовой остаются отходы – будет прибавка к комбикорму. Пока же Татьяна Степанова и на отходах зарабатывает. Школа продает их жителям поселка. В месяц удается выручить тысячи полторы. В школьном хозяйстве будут три поросенка, больше не потянуть. Возможно, их так и назовут: Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф. Судьба их ждет обычная: либо продадут, либо под нож.
– Как определить, что сельская школа работает успешно? – спрашиваю Татьяну Михайловну. – Есть, например, мнение, что чем больше молодежи остается на селе, тем лучше соответствует школа своему назначению.
Татьяна Михайловна качает головой:
– Это зависит от той инфраструктуры, что сложилась на селе. Пока ребенок ходит в школу, за него родители спокойны, а закончил, начинаются проблемы с работой. Может село обеспечить молодежь работой, значит, все нормально. Уезжать или не уезжать – не столько от школы зависит, сколько от условий, сложившихся вокруг… Многое значат стремления самих детей, и школа должна помочь им определиться. Ломоносов мог быть рыбаком, как отец, и рыбачил бы до конца дней, но тянуло к знаниям. Ушел. Стал ученым. Поступление в вуз тоже не критерий, его можно к любым школам приложить. Остается один показатель – как ребенок освоил сельский труд, насколько он самостоятелен и может ли жить на селе, любит ли землю, сумеет ли стать хозяином. Ведь и бездельники в деревне живут, только у них все из рук валится.
Алябьевская школа не изобрела особых педагогических изысков, не взяла на вооружение новейших и модных воспитательных технологий. Здесь все просто, и простота эта позволяет сосредоточиться на главном. Школа держится на плаву за счет умения хозяйствовать. Вот и весь секрет. Впрочем, алябьевцам повезло – есть предприятие, способное и, главное, готовое помочь. Сельские школы очень зависимы от сельского производства. Его проблемы – проблемы и школы. А значит, если браться всерьез за развитие образования на селе, то браться надо и за восстановление сельской экономики.
Виктор БОЧЕНКОВ
Тюменская область
Комментарии