search
main
0

Алмазный путь

Учитель и ученик растут вместе

Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах.

Шалва Амонашвили

Чтобы иметь право обучать, надо постоянно обучаться и совершенствоваться самому. И я учусь! Учусь у коллег, у родителей, у наших детей.

Стараюсь творчески подходить к проведению уроков с использованием информационных технологий на образовательных платформах. За годы работы стал десятикратным обладателем гранта Московской электронной школы. Принимаю активное участие в организации и проведении досуговых мероприятий для детей района Ново-Переделкино. Ежегодно задействован в организации единого государственного экзамена.
Всегда в курсе всех новинок в образовании. У меня несколько методических разработок с публикацией в открытых информационных источниках. Соавтор методического пособия «Московская электронная школа» для студентов педвуза и преподавателей Московского педагогического университета совместно с кафедрой информационных технологий в образовании. Многократно был ведущим телевизионных программ Московского образовательного телеканала.

В этом учебном году я второй раз взял первый класс. В моем классе 34 ученика, и сейчас для меня главная задача – научить их учиться в школе, слушать и слышать учителя, взрослых, сверстников.

Первого сентября на меня смотрели любознательные глаза обучающихся и их волнующихся родителей. И в каждом взгляде я читал, что теперь от меня зависит будущее моих маленьких друзей, на мне лежит ответственность за воспитание их душ.

Глазки моих воспитанников искрились доверчивостью и любовью. Я понимал, как тяжело родителям отдавать свое маленькое чадо в руки еще пока не известного человека – учителя, но они полностью доверили жизнь, здоровье и умы своих детей мне. И только в этот момент осознаешь, что учитель – это не профессия, а призвание, стиль жизни и понимание, что твоя работа не начинается и не заканчивается по звонку, а продолжается круглосуточно. Ведь я работаю с детьми, а каждый ребенок – это маленькая личность, он требует внимания и заботы вне зависимости от времени суток и дня недели.

Для родителей моих первоклассников прежде всего я специалист с педагогическим образованием, но очень надеюсь, что стану для них чем-то большим, ведь у нас с родителями общая цель – обучить и воспитать наших детей! Да-да! Именно наших! За такой короткий срок привязываешься к каждому ребенку: ты знаешь все его положительные и отрицательные стороны, понимаешь, как поднять настроение, как подбодрить, как вселить надежду на успех.

Когда регулярно даешь ценные рекомендации родителям, отвечая на их вопросы «А как нам быть?», «А что нам делать?», то в этот момент думаешь о каждом ребенке и даже скучаешь по ним в выходные дни, ждешь скорее понедельника, чтобы встретиться со своими учениками и спросить, как они провели свои выходные. Несомненно, все это сближает с детьми и их родителями.

За небольшое время работы со своими учениками я понял, что моя задача состоит не только в том, чтобы проводить уроки, давать знания и следить за здоровьем своих учеников, но и в том, чтобы заниматься всесторонним развитием детей, обогащать их словарный запас, расширять кругозор.

Каждый ребенок – это алмаз, и стоит только подобрать правильную огранку, как он превращается в бриллиант.

И, конечно, всего этого можно достичь, если попробовать выйти за рамки обычной школьной жизни. Ведь мы живем в Москве, в сердце России! Сколько здесь жило и живет поэтов и писателей, ученых и известных людей! Сколько музеев, театров, памятников, галерей, выставок! Обо всем стоит рассказать своим воспитанникам, мне хочется зажечь в их глазах интерес к культуре, истории нашей страны.

Расширяя общий кругозор, обучающиеся чувствуют себя увереннее, знают больше, заряжаются положительным настроением и уверенностью в завтрашнем дне.

Выпустив первых детей и взяв новый первый класс, я пришел к выводу, что каждый ученик индивидуален.

Каждый ребенок – это личность. Иногда, чтобы раскрыть личность одного ребенка, нужно объединить детей в группы.

Передо мной встала проблема: я заметил, что современные дети стали зависеть от гаджетов. И решил, что занимательные перемены увлекают детей порой сильнее, чем мир гаджетов

Сейчас в нашем классе перемены проходят интересно и даже творчески: дети забывают о телефонах, постепенно учатся общаться, договариваться и даже находят компромиссы, которые устраивают всех участников образовательного процесса.

Они начинают осознавать, что важно договориться и решить неожиданный спор, чтобы больше провести времени в самой игре, нежели в раздоре между собой. Дети начинают ценить время! Педагог должен понимать, что он учится вместе с детьми. Как сказал Конфуций: «Учитель и ученик растут вместе…»

Жизнь не стоит на месте, появляются новые технологии, меняются поколения детей. И мне как современному педагогу нужно идти в ногу со временем. С развитием новых технологий развивается мир.
Прогресс приходит во все сферы нашей жизни, в том числе и в образование. Компьютер для нас становится новым другом. Очень важно научить наших детей управлять современными технологиями для развития своего потенциала, но не переложить свои обязанности на плечи машины, не сделать так, чтобы компьютеры управляли нами.

В связи с этим возникает вопрос: как построить образовательный процесс, чтобы добиться поставленных целей, эффективно используя учебное время и современные информационные технологии?

Из собственного опыта могу вам сказать: когда я стал сочетать традиционное образование и цифровые технологии, которые дают возможность учить и учиться по-новому, то:
– вместо обычной меловой/маркерной доски я начал использовать многофункциональную электронную доску с сенсорным экраном: это и рабочая поверхность для записей, и «кинозал» для показа видео- и фотоматериалов, и браузер для выхода в Интернет, и большой экран для демонстрации цифровых материалов урока;
– вместо набитых учебниками портфелей и постоянно вклеенных карточек в тетради я стал использовать цифровые материалы;
– вместо проверочных работ на листочках – интерактивные тесты;
– вместо плакатов на стенах и распечатанных картинок в руках учителя – мультимедийные сценарии уроков.

Когда я начал активно использовать в своей работе информационные технологии, то мои уроки стали отличаться от привычных, которые мы привыкли видеть. Они гораздо нагляднее, динамичнее, такие уроки дают возможность максимально включить каждого ребенка в процесс образовательной деятельности. Наши дети ощущают огромный интерес к знаниям, если получают их с помощью гаджетов. А если ребят чаще приглашать к доске для выполнения интерактивных заданий, то дети, которые привыкли не участвовать в процессе урока, начинают ощущать важность и возложенную на них ответственность за получение знаний.

Прошлый учебный год завершился очень непросто. Многим из нас пришлось снова стать учениками: освоить методы работы в дистанционном формате в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

От учителей, родителей потребовалась масса дополнительных усилий, чтобы организовать учебный процесс в новых условиях, чтобы наши дети получали достойное образование.

На личном примере могу сказать, что при освоении дистанционного формата работы важно дозировать урок, сочетая теорию и практику, чтобы каждый урок максимально приблизить к очному формату работы.

В дистанционном обучении я использовал:
– весь потенциал Московской электронной школы: электронные тесты, интерактивные приложения, мультимедийные сценарии уроков, электронные учебные пособия;
– подборки заданий от методистов Яндекс.Учебника;
– возможности информационно-образовательной среды Российской электронной школы.

В обиход вошло новое слово «видеоурок». Например, ученик по болезни пропустил новую тему. Благодаря новому сервису Московской электронной школы у ребенка появилась возможность посмотреть видеоурок на пропущенную тему с подробным объяснением и проверить свои знания с помощью электронного теста или интерактивного приложения.

Безусловно, дистанционное обучение не заменит традиционного формата и общения в стенах школы, но полученный бесценный опыт может использоваться для повышения качества образования, появится возможность дополнить и расширить образовательную среду, что позволит обогатить наши общие компетенции.

Но хочу отметить, что моими помощниками являются родители учеников.

Учителю важно сотрудничать с родителями, проводить беседы, давать рекомендации, важно не забывать хвалить детей. Да, хвалить! Ведь именно тогда родители видят, что их ребенок важен школе! Важен он и для самих родителей.

Когда я пришел в эту профессию, даже не задумывался о том, какими людьми вырастут мои ученики. Какие они будут? Кем станут? Осуществятся ли их мечты? Ведь дети – это будущие граждане нашей страны, нашего общества.

Конечно, мне хочется, чтобы и мои воспитанники стали выдающимися людьми, а может, сделали великое научное открытие или создали вакцину от смертельных болезней, а кто-то, может, просто спас чью-то жизнь.
Ведь каждый учитель гордится успехами и победами своих учеников, старается вдохновить их на новые победы.

Для меня успех – это уважение, восхищение в глазах родителей, детей и коллег. Мне кажется, что учитель получает удовлетворение от своей профессии, понимает, что он все правильно сделал в своей педагогической работе, тогда, когда его ученики вырастают добрыми, отзывчивыми и честными людьми, готовыми прийти на помощь в трудную минуту. Именно таких людей и должен воспитывать учитель для общества.

От меня зависит, какими вырастут мои ученики. Только уделяя много времени и не жалея добрых слов, можно из маленьких детей вырастить умных, образованных, воспитанных взрослых людей.

Кирилл УШКИН, учитель начальных классов школы №1596

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте