search
main
0

Алло, мы ищем таланты! Молодых кинематографистов бывшего СССР волнует только любовь

XI Форум национальных кинематографий стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии на десять дней нарушил тишину подмосковных лесов, где обитает Госфильмофонд – крупнейшее кинохранилище на территории бывшего СССР. В отличие от прошлых лет, когда в Москву съезжались убеленные сединами мастера национального кинематографа, привозя с собой увесистые металлические яуфы со своими последними работами, на этот раз формат форума решено было изменить. Нынешней осенью он превратился в международную киношколу, панораму дебютов, место встречи молодых режиссеров, драматургов, продюсеров и критиков, которые еще только начинают свой путь к большому экрану. Лекции, мастер-классы, обсуждения, знакомство с советской киноклассикой – и это лишь официальное расписание киношколы.

Этим ребятам повезло родиться в своей стране. В Грузии, Таджикистане, Литве – не важно, главное, что это их страна, и жизнь, и будущую карьеру они в большинстве своем связывают лишь с этой землей. Большинству ребят нет еще и двадцати пяти, а значит, им повезло родиться в свое время. Когда есть свобода – и мыслей, и чувств, и выбора, и никто не заставит их снимать то кино, которое им неинтересно. Правда, нет денег и возможности получить качественное образование в легендарном ВГИКе или на Высших курсах сценаристов и режиссеров, чьими дипломами так гордятся кинематографисты старшего поколения, тоже нет. Где-то, конечно, развивается свое кинообразование – в Эстонии открыта Балтийская кино- и медиашкола, киевские студии славятся выпускниками Университета театра, кино и телевидения имени Карпенко-Карого, работает Академия искусств в Минске и Университет театра и кино в Тбилиси. Но все это замкнутые пространства, где есть теория, но нет уже той практики общения, совместных работ, практического размаха, которым славился тот же ВГИК – кузница всесоюзных талантов. Поэтому киношкола, задуманная в недрах Конфедерации Союзов кинематографистов, – пожалуй, одна из немногих возможностей для дебютантов и мир посмотреть, и друг с другом познакомиться, и мэтров послушать.

Мэтры – профессорско-преподавательский состав киношколы – все как один опытные профессионалы-практики, много чего на своем веку повидавшие, им было что рассказать и чем поделиться. Курс режиссуры читали сразу два мастера – Валерий Ахадов («Кто поедет в Трусковец») и Юсуп Разыков («Оратор», «Беглянки»). Тщательно, по косточкам, но очень уважительно разбирали те дебютные работы, которые их молодые коллеги привезли с собой, подмечали достоинства, указывали на недостатки. Буквально на пальцах, не гнушаясь деталями и подробностями, объясняли, как лично они снимают кино, на что в первую очередь обращают внимание, как работают с артистами. Одним словом, каждому слушателю подарили свою собственную азбуку, где каждая, даже, казалось бы, незначительная, мелочь играет на результат. А результат этот для всех един – зрители в зале.

Мастерскую драматургов возглавил Павел Финн («Московская сага», «Леди Макбет Мценского уезда», «Новогодние приключения Вити и Маши»). Здесь тоже была своя азбука и свои обсуждения, размышления о том, чем отличается обычная проза от сценария, как избежать банальности и вторичности, как защитить свою идею и к концу съемок вдрызг не рассориться с режиссером.

Больше всего педагогов сменилось в классе продюсеров. Глава форума Рустам Ибрагимбеков, автор сценария картин «Белое солнце пустыни», «Сибирский цирюльник», «Утомленные солнцем», Александр Атанесян («Сволочи»), Игорь Каленов («Солнце», «Полумгла») объясняли, что продюсер – это не мешок с деньгами и не администратор, это человек, умеющий считать на двадцать, тридцать, сто шагов вперед. Он должен развивать в себе не только вкус, но и чутье, безошибочно подсказывающее, какая картина «выстрелит», а какая навсегда ляжет на полку и принесет своим создателям убытки, а зрителям – одно лишь разочарование. И главное, как нащупать ту грань, где заканчивается искусство и начинается холодная индустрия.

С секцией молодых критиков работали киновед Ирина Павлова, куратор российских программ Московского международного кинофестиваля и искусствовед Лев Аннинский. Чтобы однажды стать профессиональным критиком, мало, оказывается, жонглировать понятиями «нравится» – «не нравится». Более того, этих определений в словаре профессионала вообще быть не должно. Хороший критик разбирается и в режиссуре, и в операторском, и в актерском мастерстве. Он должен с первых кадров улавливать идею и замысел автора, методы их воплощения. И делать корректные выводы с позиций «получилось» – «не получилось».

Как только «звенел звонок» с последнего урока, возбужденная толпа слушателей киношколы перетекала в огромный зрительный зал Госфильмофонда, где начинались показы фильмов, снятых молодыми режиссерами. О чем снимает свое кино «поколение независимости»? Вы, может, удивитесь, но все о том же – о любви. Но каждая картина со всеми своими неровностями, недочетами и вспышками яркого таланта окрашена своим местным колоритом. «Таксист» украинца Романа Бондарчука – один день из жизни провинциального портового города, где герой искренне полагает, что любовь имеет право на насилие. «Овора» Далера Рахматова – плач по современному таджикскому селу, где мальчик (а мало ли их таких сирот при живых родителях?) тщетно ждет отца, уехавшего на заработки в Россию. «Ночь», черно-белая, необычайно стильная драма эстонца Яаниса Валка, – о любви, которую так и норовят разрушить чужие грубость и любопытство. А Шухрат Каримов из Узбекистана снял фильм «Попутчица» – одновременно смешной и трагичный рассказ о том, что не только родители бросают своих детей, но и дети родителей. Все эти фильмы – длинные и короткие – доказывают только одно: талант, он тем и отличается от посредственности, что всегда говорит только о вечном, но язык рассказа должен быть отражением дня сегодняшнего.

После обеда снова лекции: драматург Валентин Черных («Москва слезам не верит») говорит о том, что самые лучшие сценарии вырастают из детских комплексов автора, а продюсер Раиса Фомина вспоминает о том, как, ни на что не рассчитывая, взялась за продвижение фильма «Возвращение» никому не известного режиссера Андрея Звягинцева, а он возьми да и получи трех «Золотых львов» на фестивале в Венеции.

А когда короткий ноябрьский день удалялся на покой, «детей», как их любовно называли педагоги, снова ждал большой экран – шедевры советского кино, на которых, собственно, и надо учиться молодому поколению. «Листопад» Отара Иоселиани и «Невестка» Ходжакули Нарлиева, «Лютый» Толомуша Океева и «Никто не хотел умирать» Витаутаса Жалакявичюса – 23 фильма из золотого фонда не просто советского, но мирового кино – наглядная демонстрация того, чем сиюминутность отличается от вечности, а талант – от посредственности.

Сергей РЫЖОВ (фото)

Глава форума Рустам ИБРАГИМБЕКОВ – режиссер, сценарист и продюсер в одном лице

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте