Дидактическая цель урока: создать условия для применения знаний и умений в знакомых и новых учебных ситуациях.
УМК: Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 классы. / Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г.Миндюк. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа. – 2004 г.Цели по содержанию урокаОбразовательная: способствовать формированию представления о способах решения практико-ориентированных задач с процентами, пониманию зависимости между способами решения задач на части и проценты.Развивающая: создать условия для развития познавательной и творческой активности, критического мышления учащихся, математически грамотной речи.Воспитательная: создать условия для воспитания культуры межличностного общения через работу учащихся в паре, группе.Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.Планируемые образовательные результатыПредметные: отрабатываем умения применять понятие «процент» и методы решения задач на части и проценты для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, умения пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах.Метапредметные: развиваем умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.Личностные: формируем коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.Технологии обучения: – система развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова;- элементы игровых технологий.Метод обучения: частично-поисковый.Средства обучения, дидактическое обеспечение урока: компьютер и интерактивная доска, наглядный материал (карточки с заданиями, презентация).Приложение 1В качестве домашнего задания к уроку были предложены задачи из учебника (простейшие задачи всех трех типов: нахождение процента от числа, числа по проценту и сколько процентов составляет одно число от другого) и одна задача, которая включает в себя несколько простейших. После проверки домашнего задания и выяснения причин проблем учитель обращает внимание на цитату: «Наш большой недостаток в том, что мы слишком быстро опускаем руки. Наиболее верный путь к успеху – все время пробовать еще раз». Таким образом, переходим к целеполаганию. Дети формулируют свои цели на урок, в случае необходимости подключается учитель.Вопросы детям: Попробуем еще? А зачем? Может, это нам совсем не нужно, нигде не пригодится? Вы сталкивались в жизни с задачами на проценты? Что нам пригодится для успешной работы на уроке?Таким образом формулируются задачи на урок. Приложение 2Учащимся предлагается выполнить данное задание самостоятельно. На экране показан только первый столбик, все остальное пока закрыто шторкой. Затем переходим к проверке, постепенно открывая каждую строчку. В процессе проверки дети находят ошибки, допущенные на экране, и учитель исправляет их.Следующее задание ребята выполняют 2-3 минуты самостоятельно в тетради, а затем один из них выходит к доске. Он выбирает нужный вариант из предложенных ниже и с помощью операции «перетаскивание» получает верные равенства. Таким образом, очень быстро проверяется выполнение и этого задания.Для выполнения следующего задания учащиеся должны в тетради записать пару цифр, одна из которых соответствует краткой записи определенного вида задач на дроби (римская нумерация из первого столбика), а вторая – номер соответствующей схемы (арабская – из второго столбика). Затем опять проверяем. Для этого снова один ученик приглашается к доске, чтобы стрелочками с помощью маркера показать соответствие.И наконец, последнее задание на данном этапе урока. Ученики в тетради записывают номер задания и действие, пропущенное в тексте. При проверке учителю достаточно дотронуться до пропуска – и ячейка открывается, показывая правильный ответ. Таким образом, за достаточно небольшой промежуток времени мы имеем возможность повторить весь материал, необходимый для решения задач на проценты.Когда дети справились с заданием, учитель открывает таблички, на которых написано: «Томас Эдисон – изобретатель и предприниматель» – и поясняет, что это автор цитаты, которая стала девизом данного урока. Учитель: Чтобы узнать еще одно изречение этого человека, нужно решить задачи на проценты. Для этого мы совершим виртуальные экскурсии в учреждения нашего города, где можно встретиться с задачами на проценты. Каждая группа получает свое задание.Приложение 3Карточка №1. МагазинМама купила 2 чашки по цене 80 рублей и чайник за 1200 рублей. Через неделю магазин повысил цену чашки на 10%, а цену чайника снизил на 15%. Сколько стала стоить мамина покупка?Карточка №2. Сбербанк РоссииС 23 марта 2014 года Сбербанк России предлагает новый вклад «Подари жизнь». Процентная ставка по этому вкладу составляет 12%, срок вклада – 1 год. Проценты начисляются по окончании этого срока. Клиент положил на этот вклад 10000 рублей. Какая сумма будет у него на счете через 2 года?Карточка №3. ПоликлиникаВ течение месяца в поликлинику обратилось 300 больных. Из них к терапевту обратились 75% всех больных, 20% оставшихся – к хирургу, а остальные – к кардиологу. Сколько человек пришло на прием к кардиологу?Карточка №4. Служба судебных приставовВодитель получил штраф 500 рублей за превышение скорости, но не оплатил его в установленный срок. Когда он пришел платить его в службу судебных приставов, то с него дополнительно взяли исполнительский сбор. Сколько процентов составляет исполнительский сбор, если водитель заплатил 535 рублей?Карточка №5. Завод по производству автомобилейЗавод запланировал выпустить за неделю 100 автомашин. План перевыполнили на 2%. Автомашины будут реализованы по 400000 рублей за 1 штуку. Насколько увеличится прибыль за счет перевыполнения плана?Карточка №6. МагазинВ магазин электротоваров привезли партию лампочек. Среди них оказалось 16 разбитых, что составило 2% от общего числа. Сколько лампочек привезли в магазин? Какая сумма будет получена от реализации лампочек, если магазин продает их по цене 70 рублей? Все основные задачи предлагаются каждому ученику в группе. Кроме того, если ученики справились с заданием досрочно, они имеют возможность решить дополнительные задачи, которые предлагаются на доске. После обсуждения основных задач ученикам предоставляется возможность проверить ответы дополнительных.При общем обсуждении на экране демонстрируется текст задачи, решение на ватмане вывешивается на доске. Учащиеся из других групп читают условие задачи, проверяют ход решения и прикидывают, возможен ли такой ответ, задают вопросы. Это позволяет включить в работу всех учеников класса.По завершении работы учитель открывает таблички с цитатой: «Гений – это 1% вдохновения и 99% потения», обращает внимание, что даже в высказываниях известных людей можно встретить проценты. В дополнительных задачах проверяем только ответы, если есть правильные – открываем дату рождения и смерти Эдисона. Приложение 4Род деятельности: предприниматель.Дата рождения: 11.02.1847 г.Дата смерти: 18.10.1931 г.Томас Алва Эдисон – всемирно известный американский изобретатель и предприниматель. Эдисон получил 1093 патента в США и около 3 тысяч в других странах мира. Он усовершенствовал телеграф, телефон, киноаппаратуру, разработал один из первых коммерчески успешных вариантов электрической лампы накаливания, изобрел фонограф. Именно он предложил использовать в начале телефонного разговора слово «алло».В 1928 году награжден высшей наградой США – золотой медалью Конгресса. В 1930 году стал иностранным почетным членом АН СССР.Если есть возможность, можно представить вниманию учащихся видеоролик об Эдисоне. Если на уроке времени не хватит, предложить учащимся посмотреть ролик дома.Приложение 5Во время проведения рефлексии можно выяснить, сколько учащихся довольны результатами своей работы, а затем выразить это в процентах. И снова обратиться к высказыванию Томаса Эдисона: «Беспокойство и неудовлетворенность – непременные условия дальнейшего прогресса». И перейти к домашнему заданию.Домашнее задание предлагается разноуровневое:1-й уровень. Решить задачи:a. Известно, что в свое время Эдисон сам не знал, за сколько продать новую разработку; разумной ему казалась сумма в пределах до 5000 долларов. Томас связался с Western Union, и те предложили ему 10000 долларов, которые изобретатель охотно принял. На сколько процентов вырученная сумма больше предполагаемой?b. В 1859 году Томас устраивается газетчиком на железнодорожной линии, соединяющей Порт-Гурон и Детройт. Заработок молодого Эдисона достигал десяти долларов в день. Эдисон пользовался любой возможностью увеличить спрос на продаваемые им газеты. Когда в 1862 году главнокомандующий северной армией потерпел серьезное поражение, Томас просит телеграфиста передать краткое сообщение о сражении в Порт-Гурон и на все промежуточные станции. В итоге ему удалось увеличить продажи газет на этих станциях на 250%. Какую зарплату должна выплатить типография Томасу за месяц, если увеличить ее соответственно?c. В августе 1862 года Эдисон спасает от движущегося вагона сына начальника одной из станций. Начальник предложил в благодарность обучить его телеграфному делу. Так состоялось его знакомство с телеграфом. Он сразу же устраивает первую свою телеграфную линию между своим домом и домом товарища. В первый день они общались по телеграфу 15 мин., во второй – 80% времени, затраченного в первый день, а в третий – 150% времени, просидевшего за телеграфом во второй день. А на четвертый день они общались 39 минут. Сколько времени потрачено на общение за все четыре дня? Если ты правильно решишь задачу, то узнаешь, сколько лет прожил Эдисон.Все эти задачи составили мои ученики.2-й уровень. Составить задачу на проценты, используя факты из жизни Томаса Эдисона.Надежда ЧАУЗОВА, учитель математики гимназии №1 города Кирово-Чепецка Кировской области, победитель XVII Всероссийского конкурса «Сто друзей»
Комментарии