search
main
0

Алла ДУХОВА: я считаю, что дети должны танцевать

27 января гостьей программы «Легенда» на канале RTVi стала жгучая брюнетка с лучезарной улыбкой – Алла Духова. Этот стиль отличает нашу сегодняшнюю собеседницу. Алла Духова поистине живая легенда: известный во всем мире хореограф, руководитель балета TODES. Кажется, сама фамилия помогает этой женщине идти вперед и добиваться грандиозных целей. Более тридцати лет назад она создала маленький танцевальный коллектив в Риге, а сегодня имя Аллы Духовой внесено в Книгу рекордов Гиннесса – ее сеть танцевальных школ самая большая в мире. Но ее творческий путь начинался в цирке, где Алла получила травму и откуда ушла. А после судьба привела ее в хорео­графию, там она открыла для себя, а затем и для всей страны уникальный танцевальный мир. В эксклюзивном интервью «УГ» артистка рассказала, в чем залог ее успеха, о концертной деятельности и собственном театре. А также мы обсудили, возможен ли допинг в танцах и как строится работа в период пандемии.

Алла ДУХОВА
Фото из личного архива Аллы ДУХОВОЙ

– Алла Владимировна, не так давно (11 декабря) состоялся юбилейный конкурс красоты среди женщин с инвалидностью «Мисс Независимость»-2020. Девушки показывали свои танцевальные и творческие номера. Кавалерами участниц были артисты балета TODES. Расскажите об этом конкурсе. Что значит для вас принимать участие в подобных мероприятиях?

– Да, действительно, наш коллектив танцевал на этом конкурсе, мы поддерживали участниц. Я считаю, что подобная социальная вовлеченность обязательна. Меня всегда восхищали люди сильные, волевые, а люди с ограниченными физическими возможностями тем более вызывают уважение и восторг. Сами представьте, человек находится в инвалидном кресле, при этом занимается спортом, участвует в Олимпиадах и получает от жизни радость. Конечно, это восхищает! Когда нам предлагают выступить на подобных мероприятиях, мы сразу соглашаемся. В 2014 году мы участвовали в открытии XI Паралимпийских игр в Сочи, это было грандиозное и важное событие.

– Насколько я знаю, у вас в студиях тоже занимаются ученики с физическими ограничениями, инвалиды. Это действительно так?

– Да, в наших студиях занимаются такие детки, и я считаю, что это само собой разумеется. Если ребенок пришел и хочет танцевать, мы с радостью ему поможем и научим. Например, у нас есть девочка, у нее нет одной ручки, но она прекрасно танцует, чувствует музыку и очень пластична.

– Вы создали целую танцевальную империю. Конечно, это характеризует Аллу Духову как сильную и волевую личность. Откуда такая закалка характера и целе­устремленность?

– Мне сложно саму себя оценивать. Да, я руковожу огромным коллективом, и это, безусловно, меня характеризует как сильную женщину, но для меня это естественно, потому что за плечами долгий путь, все, что сейчас у нас есть, появилось не сразу. Это огромный труд, и не только мой, это совместная работа огромной команды, большого коллектива. Это колоссальный труд и безусловная любовь к своему делу. По-другому и не могло быть: если ты идешь по дороге, не сворачивая, рано или поздно она приведет тебя к победе.

Если говорить о сегодняшнем дне, то нашему коллективу 33 года, и за это время мы сильно разрослись. TODES – это самая большая в мире сеть танцевальных школ, мы даже занесены в Европейскую и Российскую Книгу рекордов Гиннесса. У нас есть театр танца TODES, свое собственное место, которому 6 лет, причем наш театр успешно работает без всякой рекламы, и, как правило, к нам приходят через сарафанное радио. В нашем репертуаре 7 спектаклей как для взрослых, так и для детей. Мы ежегодно проводили серии отчетных концертов и международные фестивали, но, к сожалению, на нашу активную деятельность повлияла пандемия. Но я оптимист и верю, что мы совсем скоро вернемся в прежний ритм работы.

– Как пандемия сказалась на деятельности коллектива? И существует ли формат онлайн-занятий? Недавно я беседовала с Николаем Цискаридзе, который сказал, что онлайн-занятия и балет – вещи несовместимые. А вы как считаете?

– Как только началась пандемия, мы сразу же переключились на онлайн-уроки, чтобы не прерывать активность людей, а, наоборот, поддерживать. Танец не просто физическая нагрузка, но и удовольствие! А в период пандемии важно поддерживать положительный настрой, создавать больше радости. Сейчас мы работаем и онлайн, и офлайн, соблюдая все меры предосторожности. Мы внедрили уроки в формате прямых трансляций через Zoom, и те, кто занимается дома онлайн, присоединяются к группе, которая в зале. Как и весь мир, адаптируемся к новым реалиям, сетовать на это нет смысла, поэтому подстраиваемся и продолжаем работать.

До пандемии у нас был очень активный график, проходили фестивали, летние и зимние интенсивы. Мы выезжали в Сочи, Казань, Воронеж, студийцы знакомились друг с другом, дружили, атмосфера в этом плане была невероятная. Ведь ребята не просто танцуют, они общаются, знакомятся, находят новых друзей и после фестивалей не хотят расставаться друг с другом. Танцы – это целая жизнь внутри коллектива – яркая, радостная, эмоциональная. Для детей важно и ценно время, которое они проводят вместе.

Другая часть активной офлайн-жизни – это телевизионные съемки, работа с артистами, участие в концертных программах. Танец развивает детей, борется с комплексами. Бывает, что и взрослые приходят зажатыми, а через время смотрим – раскрепощенная и яркая личность, фигура меняется, глаза блестят.

– Не все наши читатели знают о вашем театре. Вы всегда работали с артистами? Откуда возникло желание сольной работы?

– Балет TODES существует 33 года, и наша работа начиналась именно с сольных постановок. Мы работали с артистами, но не прекращали сольно выступать и давать концерты. Театр – это и есть настоящий TODES. Необходимость в собственном здании была всегда, и, к счастью, 6 лет назад у нас появился свой дом, где мы с радостью принимаем зрителей.

– Ваш профессиональный путь начинался в непростое время. Это были 90-е годы. Многие артисты, музыканты, хореографы уезжали пробовать себя в США. Ваш путь в этом плане был проще – из Риги в Москву. Не было желания реализовать себя там, за океаном?

– Нет, вы знаете, ни разу об этом не думала. Хотя по натуре я путешественник, очень люблю новые страны, города, особенно нетуристические. Для меня путешествия – это глоток свежего воздуха, но жить в другой стране для меня невозможно. Я очень люблю Россию, наших людей, а учитывая, что выросла я в СССР, для меня люди из всех бывших республик родные. К тому же куда я без своих близких? Даже не представляла, что могу бросить их и улететь ради карьеры. Каждый раз, когда я провожу долгое время за границей, с трепетом и радостью сажусь в самолет и лечу домой!

– Ваши детство и юность прошли в Риге, там находятся родные люди (семья родной сестры). Дом – это Рига или Москва?

– Сейчас точно Москва. Но Ригу я очень люблю, там мои родные и тоже дом. В Латвии стараюсь быть хотя бы пару раз в году.

– Какой руководитель Алла Духова? Вы улыбчивая и жизнерадостная женщина, а в работе?

– На этот вопрос вам бы ответили сами танцоры! (Улыбается.) Но, конечно, я строгая, требовательная. Руководитель и должен быть таким. Я перфекционист, человек очень организованный, и этого же требую от всех. Мне нужно, чтобы все было отработано в системе. Раздражает несерьезное отношение к работе. Я не понимаю, как можно танцевать «вполноги», выражаясь нашим языком. Такие моменты меня очень злят. Те танцоры, которые нами воспитаны, прекрасно знают меня и знают, чего я требую в работе. Без труда в своей профессии ничего не добьешься.

– Хороший танцор может стать хорошим хореографом?

– Не всегда. Слабый танцор может стать прекрасным хореографом, это да. В постановочной хореографии профессионал должен быть хорошим режиссером. Здесь важны видение и талант.

– Алла Владимировна, а в чем залог успеха?

– Люди мечтают, чтобы удача сопутствовала им всю жизнь, но так не бывает. Если человек ничего не делает и при этом хочет много, ничего не получится. Нужно любить то, что ты делаешь, и много трудиться. Основа успеха – трудолюбие. Оно не отменяет таланта и удачи, а вкупе эти вещи и приводят вас к олимпу.

– Мне интересно про допинг. Спортсмены его используют имен­но потому, что тело устает, сил с возрастом становится меньше. В танцах также проходят конкурсы и соревнования. Имеет ли место тема допинга здесь? И каким образом танцоры поддерживают форму?

– У нас тема допинга невозможна. Мы не в большом спорте, где сверхнагрузки. Да, нагрузки в танцах большие, но другого формата. Всех своих ребят я приучаю к сбалансированному питанию, приему витаминов, внимательно относиться к своему телу и прислушиваться к организму. Перед тренировкой обязательно нужно разогреться, это немаловажно для продуктивной работы и выдержки.

– Вы мечтали о строительстве базы в Подмосковье. На каком этапе находится строительство? И что будет собой представлять это место?

– Мы уже построили. Там проходят репетиции, есть несколько залов. Это отличный район со свежим воздухом.

– Ваш старший сын по профессии режиссер. Младший же занимается в студии TODES. Как я понимаю, никакого принуждения к танцу не было, вы не настаиваете на том, чтобы сыновья были в империи Аллы Духовой.

– Да, каждый идет своей дорогой, я решила не мешать им в выборе пути. Старший пишет музыку и чувствует себя реализованным в своем деле. А младший ходит в нашу студию, танцует, был на всех спектаклях и преданный фанат балета, что очень приятно! (Улыбается.) Он счастлив, когда выступает на сцене, он получает огромное удовольствие и от участия, и от просмотра спектаклей. Посмотрим, что будет дальше. Я не настаиваю на их участии в жизни TODES и уважаю выбор сыновей.

– Если сравнивать нас, россиян сегодняшних, с прежними, 30 лет назад, в начале вашего пути, мы стали более танцующей нацией?

– Мы всегда были танцующей нацией, наши русские народные танцевальные элементы исполняет весь мир! (Улыбается.) А если говорить о том, как было 30 лет назад и сейчас, разница есть. Сегодня люди более осознанно относятся к своему здоровью, телу и к досугу. И, конечно, больше занимаются спортом, танцуют! Меня как человека, который прививает людям любовь к движению, музыке, это очень радует. Танцы в этом смысле эффективнее спорта, ведь здесь вы получаете наслаждение от процесса, а не только от результата.

– В Сети про вас нет скандальных новостей, вы не замечены в сплетнях. Хотя шоу-бизнес – это довольно токсичная среда. Как вам удается избегать или игнорировать эту сторону профессии?

– Все просто. У меня нет времени на светскую жизнь, я все время работаю, выхожу на мероприятия очень редко. Но со всеми коллегами, артистами очень дружу, у нас складываются доверительные, хорошие отношения. Мы относимся к работе и артистам с любовью и добротой. Эта атмосфера царит во всем нашем коллективе.

– Сегодня существует тенденция, когда родители нагружают своего ребенка всевозможными занятиями, в том числе танцами. А ребенок, например, не танцует. Вы можете подойти и сказать родителям, что лучше направить ребенка в другое русло?

– Все зависит от того, какую цель преследуют родители. Если сделать профессионала – это одна история. Если в качестве хобби – другая. Я считаю, что дети должны танцевать. И девочки, и мальчики. Часто родители боятся отдавать мальчиков в танцы, думая, что у них разовьется манерность. Ничего подобного, ведь у нас много танцевальных направлений: хип-хоп, брейк и другие! Ребята в нашем коллективе очень мужественные и сильные. Для ребенка танцы – это и физическая нагрузка, и развитие музыкального слуха.

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте