Ход урока
Слово учителя: Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по далеким и неизвестным планетам. И вот перед вами кроссворд, где зашифровано название нашего космического корабля, на котором мы полетим.
1. Сколько кг в половине тонны? (500 кг)
2. Сумма длин сторон прямоугольника. (Периметр).
3. Основная единица массы. (Килограмм).
4. Результат действия деления. (Частное).
5. Число десятков в тысяче. (Сто).
Итак, название нашего корабля “Пегас” (включается видеозапись, на которой изображен космический корабль “Пегас”, фрагмент мультфильма “Тайна третьей планеты”). Теперь нам необходимо рассчитать, сколько потребуется топлива для всего путешествия.
(Задача проецируется с помощью кодоскопа на доску).
Дальность нашего полета 45000000 км. Достаточно ли 10000 тонн топлива, чтобы преодолеть это расстояние и вернуться обратно, если на каждый 1000000 км расходуется 100 т топлива? Ответ: достаточно, т.к. потребуется всего 9000 т. (Задача решается на доске).
Все приготовления закончены. И вот корабль “Пегас” отправляется в путешествие, долгое и опасное.
Учитель: В первые же часы нашего полета с Земли поступило сообщение: “Навстречу вам движется астероид, и, если не изменить курс, столкновение неизбежно”. Необходимо решить задачу (условие проецируется через кодоскоп на доску).
Через сколько минут может произойти столкновение корабля и астероида, если они движутся навстречу друг другу со скоростью 80 км/ч. и со скоростью 120 км/ч., а расстояние между ними 3000 км? (Ответ: через 15 минут). Задача решается на доске.
Итак, столкновение может произойти через 15 минут, и нам необходимо изменить курс на планету Блук. Жители этой планеты столкнулись с задачей, которую не могут решить. Давайте поможем им в этом.
Не выполняя письменных вычислений, нужно найти произведение чисел: 7х24х125 = (7х8х3х125)= (21х1000) = 21000. (Задача решается на доске).
Задание выполнено, и мы отправляемся дальше. И вдруг… Получен сигнал SOS, и мы приземлимся на планете Шелезяка. Жители этой планеты оказались парализованы, им в смазку был подсыпан неизвестный порошок. Чтобы выяснить название порошка, необходимо решить уравнения, корню каждого уравнения соответствует буква. (Проецируется через кодоскоп на доске).
КЛЮЧ
15х=225 15 А а 15
а+61=701 640 Л з 524
м:7=19 133 М л 640
128-х=113 15 А м 133
584-а=60 524 З н 9
801:а=89 9 Н п 345
5а=75 15 А ы 396
у-19=51 70 Я ь 41
а-45=300 345 П я 70
а:12=33 396 Ы
п+45=685 640 Л
369:х=9 41 Ь
Итак, жителям планеты была подсыпана алмазная пыль, и, чтобы им помочь, придется поменять смазку. А мы отправляемся дальше (включается видеозапись – на экране полет и приземление на “первую планету системы Медуза”).
Но здесь нас поджидала опасность. Стоило нам выйти из корабля, как птица Крок похитила одного из членов нашего экипажа и унесла его высоко в скалистые горы. Ее гнездо находится на вершине самой высокой горы (включается видеозапись – на экране изображение этого похищения). Чтобы спасти нашего товарища, необходимо упростить выражение и вычислить его значение. (Проецируется через кодоскоп). Кто же будет спасителем?
1. 3х-х+2х, при х=48
2. 2а-а+5а, при а=32
3. у+5у-3у, при у=64
(Ответ: 192)
Задание выполняется самостоятельно в тетрадях, каждый ряд решает одно выражение. У доски на контроле работают 3 ученика.
Итак, мы спасли члена нашего экипажа и в полном составе отправляемся дальше (вкл. видеозапись – на экране полет и приземление). Но стоило нам приземлиться, как мы оказались в ловушке, кто-то запер нас в подземелье. Чтобы выбраться из него, нужно отпереть замок, шифр которого состоит из 6 цифр. Для этого необходимо решить уравнения.
(х+27) : 5=7, (2у+15) ╥ 4=100,
5(а+2)+9=54, 33(х-7)=66,
(х+41):10=5, 160х-90х=420.
Ответ: 8, 9, 5, 9, 7, 6.
Шифр найден, путь свободен (включается видеозапись: на экране – освобождение из плена).
Можно возвращаться домой.
Подведем итоги нашего путешествия.
Альфред ФАКИНОВИЧЕВСКИЙ
Комментарии