Во Всероссийском конкурсе «Учитель года России» в победители и призеры очень часто выходят выпускники Московского педагогического государственного университета: среди них учителя Александр Глозман, Татьяна Архипова, Татьяна Федорова, Андрей Лукутин, Юлия Марчук. Не отстают от профессионалов и студенты – в 2005 году в номинации «Педагогический дебют» первое место заняла будущая учительница истории Екатерина Косарева. Почему столь успешны питомцы вуза? Отчасти и потому, что вот уже несколько лет в МПГУ действует внутривузовская система обеспечения качества подготовки специалистов. Как обеспечивается высокое качество подготовки? На этот и другие вопросы отвечает ректор МПГУ, член-корреспондент РАН Виктор МАТРОСОВ.
– Виктор Леонидович, давно ли ваш вуз занимается качеством обучения будущих учителей?
– Пожалуй, это самое главное направление работы педагогического коллектива. Качество образования у нас обеспечено широким спектром реализуемых профессиональных образовательных и послевузовских программ, объемом научных исследований, высоким научно-педагогическим потенциалом профессорско-преподавательского состава, результативностью научной и учебно-методической работы, оптимальной организационной структурой вуза. Думаю, самая объективная оценка нашей деятельности – государственная аттестация и аккредитация вуза, завершившаяся в марте 2005 года с наивысшим аккредитационным показателем 1,0, то, что в рейтингах педагогических вузов мы постоянно занимаем первое место. Сегодня мы думаем о том, что нужно сделать еще, и продолжаем работу по созданию внутривузовской нормативной базы по управлению качеством подготовки кадров, по совершенствованию ресурсного обеспечения учебного процесса, внедрению эффективных способов оценки учебных достижений студентов.
– Нынче очень часто говорят о качестве подготовки специалистов, но не кажется ли вам, что такие термины сужают понятие «качество высшего образования»?
– Кажется, ведь вузы должны не только готовить квалифицированных специалистов, успешно занимающихся профессиональной деятельностью, не только достойных граждан своей страны, но еще и людей, которые будут успешно справляться с такими задачами, как адаптация к изменившимся условиям профессиональной деятельности, постоянное обновление своих знаний. То есть вузы должны не только готовить своих питомцев к основной профессии, но и формировать таких специалистов, которые способны работать в меняющихся условиях.
– Очень часто о работе вуза судят по результатам трудоустройства его выпускников. Ваши выпускники идут в школы?
– В 2004 году на работу в образовательные учреждения прибыли более 70% наших выпускников, и с тех пор мы отмечаем постоянный рост этих показателей. Наши выпускники работают во всех педагогических вузах страны, занимая должности заведующих кафедрами, деканов, проректоров и ректоров. Согласитесь, это самая высокая оценка качества подготовки студентов и аспирантов.
– Хорошо известно, что качество начинается с набора, а абитуриенты не обладают высокими знаниями. Как вы дотягиваете своих студентов до высокого уровня знаний на выходе из университета?
– Сразу после зачисления студентов на первый курс мы проводим первичную диагностику, чтобы факультеты, кафедры, преподаватели, непосредственно работающие с ними, имели четкое представление об исходном уровне подготовленности нового набора к овладению профессией и выстроили систему работы с будущими педагогами. Дальше мы постоянно проводим мониторинг качества успеваемости (выборочное анкетирование «Преподаватель глазами студентов», анкетирование выпускников, «круглые столы», конференции, семинары, систематический анализ текущей и итоговой аттестации, учебно-методического и кадрового обеспечения по новым специальностям) и все время вносим коррективы в учебную работу. Все это только одна составляющая внутривузовской системы контроля качества, которую мы создали.
– В чем смысл такой системы?
– Многие вузы в мире разрабатывают и внедряют внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов. В последнее время в связи с внедрением международных стандартов ISO серии 9000 и принципов Всеобщего менеджмента качества TQM активизировалась эта работа и в ведущих вузах России. Основные принципы международных стандартов, которые могут стать основой для формирования вузовской политики в области качества, – ориентация на заказчика, вовлечение сотрудников в деятельность по управлению качеством, постоянное улучшение системы менеджмента качества, взаимовыгодные отношения с поставщиками, потребителями образовательных услуг и так далее. Многие вузы не могут в нынешних рыночных условиях установить такие взаимоотношения с потребителями, которые позволяли бы настраивать весь учебный процесс на достижение необходимого качества, но, думаю, именно педагогические вузы могут тут быть первыми. Ведь у нас есть заказчики, потребители, работодатели, то есть надежная обратная связь, в наших вузах есть коллективы, которые не нужно уговаривать, что качество нужно повышать, которые стремятся к улучшению своей работы.
– Какие показатели могут быть приняты за основные при оценке качества?
– Их много, и они разнообразны. Выбирая критерии, мы, конечно, прежде всего ориентируемся на государственные требования к качеству и учитываем особенности внутривузовского стандарта качества. На государственном уровне качество подготовки специалистов в вузе оценивается по соответствию процесса лицензионным требованиям, аттестационным и аккредитационным показателям к учреждениям заявленного типа и вида. Итоговая оценка качества профессиональной подготовки специалистов в педагогическом вузе может быть представлена в виде комплекса четырех групп критериев: качество целевых установок субъектов образовательного процесса, качество содержания подготовки, качество образовательных технологий и качество результатов подготовки будущих специалистов. При этом качество подготовки рассматривается как некоторая целостность, обладающая интегративными свойствами, не сводящимися к простой сумме составляющих элементов.
– У вас в университете есть теперь внутривузовская система оценки качества. Но можете ли вы сравнить подготовку специалистов на двух факультетах, сказать, что на одном качество выше, а на другом – ниже?
– Методика оценки унифицирована, критерии оценки едины для всех вузовских подразделений, поэтому, конечно, можно сравнить качество подготовки на разных факультетах, кафедрах.
– А как все же определить лучших?
– Для этого мы регулярно проводим конкурс на соискание премий по качеству подготовки, конкурс лучших разработок в области качества, конкурс «Лучший по профессии», конкурс на лучшую научную и научно-методическую работу.
Из досье «УГ»
В 2005 году из 2950 студентов – выпускников МПГУ около 80% получили отличные и хорошие оценки, свыше 45% – только отличные, каждый четвертый студент получил диплом с отличием.
Комментарии