search
main
0

Алхимия успеха. или В образовании мелочей не бывает

В образовании мелочей не бывает, все важно – и то, как выглядит учитель, и каким тоном он говорит, умеет ли вести воспитательную работу на классных часах, насколько убедителен с родителями на собраниях… И тем не менее глубина педагога определяется глубиной его знаний. Об этом очень хорошо сказал преподаватель истории и обществознания из Москвы Владимир КРУЖАЛОВ, получивший Малого хрустального пеликана. А о профессионализме педагога судят, разумеется, прежде всего по его уроку. И потому на Всероссийском конкурсе «Учитель года России» важнейшее испытание – учебное занятие.

В этом году формат конкурса поменялся, появились новые конкурсные испытания – «Родительское собрание», «Классные часы», изменились и требования к учебному занятию. Оно должно быть не просто методически верно выстроенным, интересным, ярким, творческим, но и метапредметным. Именно это требование было поставлено во главу угла в соответствии с новым подходом к содержанию образования, а значит, и непосредственно к уроку. Разумеется, конкурсанты об этом знали заранее – во все нюансы предстоящих испытаний их посвятили на установочном семинаре в июле – и скрупулезно готовились. Другое дело, у всех ли получилось реально продемонстрировать метапредметный подход и при этом достичь поставленных целей? Вообще (и это тенденция не только этого года) уровень приехавших на конкурс педагогов был весьма неоднороден. Впрочем, председатель Большого жюри Виктор САДОВНИЧИЙ при объявлении пятерки лучших учителей в Фундаментальной библиотеке МГУ отметил, что «уровень конкурсантов этого года значительно выше, чем предыдущих».

Жаль, что оценкой конкурсантов на первом туре занимались разные жюри, для каждого испытания было свое. Так что два тесно взаимосвязанных этапа – «учебное занятие» и «методический семинар» – смотрели разные люди. В итоге не всегда получалось достичь целостного представления о личности и профессиональном уровне педагога.

…Учебные занятия шли параллельно сразу в пяти аудиториях столичной гимназии №1530 «Школа Ломоносова», так что гостям, желающим приобщиться к опыту лучших, приходилось делать непростой выбор – русский предпочесть химии или биологию истории. Зато время сэкономили – за три часа первого дня уроки продемонстрировали 20 конкурсантов, а всего лишь за четыре дня – все 69 участников конкурса! В этом году впервые за всю историю конкурса появилась уникальная возможность увидеть все уроки в прямом эфире на сайте «Учитель года России» http //teacher-of-russiа.ru.

Литература – нравственная основа современного человека

Как и в предыдущие годы, больше всего среди конкурсантов было учителей-филогов – 12 человек. Между прочим, трое из них попали в «пятнашку», а Нина ЗАВАРЫКИНА, учитель словесности из города Вязники Владимирской области, оказалась в числе пяти лучших педагогов России. Нина Леонидовна начала свой урок по пьесе Горького «На дне» с монолога Луки о праведной земле. А потом предложила одиннадцатиклассникам попробовать себя в роли режиссеров, которые решают, как сыграть актеру роль Луки.

– Какой он вообще, Лука, – мечтатель, таинственный человек, скептик, гордец?

Чтобы определить это, нужно понять, какую позицию занимает Лука по отношению к различным героям.

Учебное занятие Нины Заварыкиной, на мой взгляд, блистательный пример филологического анализа, учитель продемонстрировала жюри синтез языка и литературы в действии. Особое внимание педагог уделила на уроке синтаксису, знакам препинания и тому, какую смысловую нагрузку они несут. Оказалось, что многоточия и тире очень много говорят о главных героях. Кстати, одиннадцатиклассники из «Школы Ломоносова» быстро нашли самое важное тире в монологе о праведной земле. Кроме того, Нина Леонидовна предложила ребятам поучаствовать в лингвистическом эксперименте, выяснить, почему Горький написал «жил-жил», а не «жил, жил». Примечательно, что Нина Заварыкина обращала внимание детей не только на слова, но и на звуки. Делая самоанализ, педагог заметила, что своей целью она ставила организацию на уроке творческого диалога, и это ей удалось.

– Ребят нужно чем-то удивить, увлечь, и тогда они с легкостью выходят на разговор, – делится своими педагогическими секретами Нина Леонидовна.

Нине Заварыкиной удалось мастерски выйти и на метапредметность, в этом ей помог разговор о жизненной позиции и роли героев.

– Я пыталась вывести нашу беседу с одиннадцатиклассниками на философский уровень, – заявила в самоанализе Нина Леонидовна.

Филолог из Петрозаводска Ольга Михайловна ПОСАЖЕНИКОВА говорила о любви. Материалом для размышлений стал рассказ Ивана Бунина «Чистый понедельник». Чтобы эмоционально настроить одиннадцатиклассников, она даже принесла национальный карельский инструмент – кантеле.

– По преданию карелов, струны кантеле – это душа, а корпус – сердце.

На уроке ребята много работали с текстом, а Ольга Михайловна, говоря о любви, не забыла напомнить им о психологизме прозы Бунина. Ольга Михайловна пыталась выйти на метапредметность с помощью музыки, а также через работу с ассоциативным рядом.

– С чем у вас ассоциируется стук сердца? – спросила ребят Ольга Михайловна. Одиннадцатиклассники записывали возникающие ассоциации в рабочую карту урока. Ольге Михайловне удалось поработать на уроке и с литературоведческими понятиями, такими как «типизация», «цветовые эпитеты». К сожалению, Ольга не успела в конце урока проверить данное одной из учениц задание, что было сразу подмечено внимательным Михаилом НЯНКОВСКИМ, учителем года России-1994, председателем одной из групп жюри первого тура.

Делая самоанализ учебного занятия, Ольга Михайловна подчеркнула, что она «готовит не филологов, а вдумчивых читателей, поэтому ей так важно, чтобы ребенок пропустил произведение через свою душу, почувствовал переживания героя».

Филологам, выбравшим уроки литературы, в какой-то степени было проще – во многом помогал сам материал. Согласитесь, «тема любви в произведениях Бунина» звучит весьма выигрышно, хотя, впрочем, подать ее по-новому непросто. Выручали, разумеется, эмоциональность и артистичность педагога. Да и метапредметность зачастую было не так сложно соблюсти. Любопытно, что в этом году шесть словесников отдали предпочтение языку и ровно столько же литературе. Как знать, возможно, если бы Вера Краснова из Оренбургской области, участвующая в конкурсе второй год подряд, выбрала литературу, ее результаты были бы выше. Впрочем, от ее урока по русскому языку в 10-м классе веяло настоящей поэзией, с понятием «тема» ребята знакомились на примере описаний природы из художественной литературы. Вере Ивановне очень хотелось рассказать москвичам о красоте Оренбургского края, потому она и выбрала описание оренбургской степи и оренбургского вольного ветра. Ну а в финале урока Вера Краснова предложила ребятам написать небольшой текст об их родной природе.

Примечательно, что даже те словесники, чьи учебные занятия были слабоваты в методическом плане, не совсем соответствовали метапредметному подходу, подкупали своей искренностью и теплотой. Что и неудивительно, ведь литература, как емко высказалась филолог из Липецкой области Валентина ПАВЛОВА, – «нравственная основа современного человека». Для Валентины Викторовны нет большей радости, чем видеть процесс духовного становления ребенка.

Примечательная тенденция: конкурсанты-филологи делают упор на эмоциональное восприятие художественного текста, на развитие чувств ребенка, умение понимать красоту художественного слова.

Школа волшебников

На урок учителя начальных классов из Красноярска 26-летнего Сергея ПИКАЛОВА собралось много зрителей. Во-первых, самый молодой участник нынешнего конкурса, во-вторых, мужчина в «началке» – явление редкое, почти то же самое, что мимоза в тундре. А жаль, потому что малыши нуждаются в мужском воспитании не меньше, чем старшеклассники, а возможно, даже и больше. У Сергея безусловный талант воспитателя и организатора. Он, между прочим, сочинил гимн участников конкурса «Учитель года России-2009», который все с удовольствием распевали. Умение увлечь малышей интересной формой, несомненно, сильная сторона Пикалова. Свой конкурсный урок Сергей построил как путешествие в сказку, а вернее, в школу волшебства, в знаменитый Хогвартс. Ребята садятся в волшебный поезд, в котором путешествовал сам Гарри Поттер. Однако экспресс резко останавливается. Что помешало? Разумеется, красный свет светофора. Зеленый дети должны зажечь сами, вспомнив заклинание, с помощью которого Гарри и его одноклассники освещали дорогу в темноте. «Люмос», – подсказывает Сергей. И вот третьеклассники уже в школе волшебства, где живут звуки. Дети быстро переходят от звука к слову, от слова к предложению, тексту, речи. И вот учитель дает им волшебное задание – найти место словам с помощью распределительной шляпы и собственных знаний. Ребята работают по группам – одни с существительными, другие с прилагательными, третьи с глаголами, четвертые с числительными. Не забыл молодой учитель и про отдых – физкультминутка прошла в том же «поттеровском» стиле, как игра в квиддич. Конечно же, урок понравился детворе, да и взрослым членам жюри и гостям наблюдать было интересно. Пикалов энергичный, живой, с ним не скучно. Массовику-затейнику этого вполне достаточно для головокружительного успеха. Учителю же без сильной методической подготовки добиться серьезных результатов от своих воспитанников невозможно. Сергею Пикалову, к сожалению, явно не хватало методических знаний, а ведь помимо интересной формы и увлекательности перед учителем прежде всего стоит и конкретная учебная задача. Огорчает, что среди 69 конкурсантов всего лишь трое – учителя начальной школы, и ни один из них не попал ни в пятерку, ни в «пятнашку». Согласитесь, серьезный повод задуматься.

История – искусство навигации в прошлое

После филологов группа историков и обществоведов самая многочисленная – 10 учителей. Радует, что трое из десяти вошли в «пятнашку», а Владимир Кружалов, историк из Москвы, оказался в пятерке лучших. В чем секрет успеха? Во-первых, эти дисциплины, как правило, преподают мужчины, а именно они показывают на всероссийском конкурсе лучшие результаты. Во-вторых, на исторические факультеты педвузов уже на протяжении нескольких десятилетий один из самых высоких конкурсов. Есть из кого выбрать.

…Урок Владимира Кружалова не просто сильный и методически интересный. На мой взгляд, это образец высочайшего педагогического искусства. Владимир Владимирович продемонстрировал и метапредметость, и глубину владения историческим и методическим материалом, а вдобавок к этому – умение включить в работу каждого ученика. Примечательно, что Владимиру пришлось давать свой урок в девять утра в первый день конкурса. Ему досталась тема по раннему Средневековью.

– Большинство средневековых государств эталоном в культуре считали Византию, поэтому неудивительно, что и архитектура этих государств определялась взаимодействием античных образцов с их собственными тенденциями. Так, на основе византийской модели на Западе возник готический католический собор, в центре, в Киевской Руси, – православная церковь, на Востоке – минарет, – Владимир Владимирович не давал готовые знания ребятам, он вел урок так, что десятиклассники сами делали верные выводы. Причем работа шла и в группах, и индивидуально, и со всем классом. У ребят, между прочим, была уникальная возможность почувствовать себя архитекторами. Кружалов дал задание каждой из групп – «Запад», «Центр», «Восток» – спроектировать свои храмы с учетом влияния Византии. Не забыл Владимир Владимирович и о метапредметном подходе, которым был пронизан весь конкурсный урок. Владимиру удалось убедить десятиклассников в парадоксальной на первый взгляд мысли – общие закономерности исторических периодов такие же, как у периодов таблицы Менделеева.

Учебное занятие учителя истории и обществознания тюменской школы №70 Константина ЛУПИКОВА, которое он провел в 8-м классе, несомненно, одно из сильнейших, не случайно Константин Васильевич попал в «пятнашку». И дело вовсе не в интригующей теме «К вечным вопросам через мифы и парадоксы», а в том, как, используя метапредметный подход, педагог помог восьмиклассникам найти ответ на главный вопрос: в чем смысл жизни. Тема урока определила и его жанр – Лупиков предложил ребятам стать членами философского клуба.

– Готовы ли вы размышлять сложно, искать ассоциации между предметами, которые абсолютно далеки друг от друга? Какая, к примеру, на ваш взгляд, связь между облаком и травинкой? – с таким интригующим вопросом обратился Лупиков к восьмиклассникам в начале урока. Впрочем, интрига не главное, важнее было настроить ребят так, чтобы они прониклись серьезностью темы и вместе с учителем отправились на поиски смысла жизни.

– В чем он, этот смысл? – обратился Константин Васильевич к классу. – В счастье, в поисках пути или в достижении цели?

Искать смысл жизни ребятам помогали мифы Древней Греции и стихотворение Роберта Рождественского о неизвестном солдате, пожертвовавшем жизнью ради Родины.

Творческая манера учителя во многом объясняется тем, что Лупиков пришел в школу из тележурналистики, где он, кстати, вполне успешно реализовался.

– Здесь мне интереснее. Я вижу, в каком направлении могу совершенствоваться, – признался Константин.

Что общего между музыкой и физкультурой?

На первый взгляд не так много, а если вдуматься, то именно от этих предметов зависит душевное и физическое здоровье наших детей. Жаль, что во всероссийском конкурсе эти важные предметы представляли всего лишь два человека – учитель музыки из Ивановской области Екатерина АБДРАШИТОВА и петербурженка Светлана ЕФИМОВА. Печально, что ни та, ни другая не попали в «пятнашку».

…Светлана Ефимова начала свое занятие с весьма оригинальной разминки с разноцветным парашютом. И лишь потом перешла к главному – отработке техники прыжка в длину. Это оказалось непросто для гимназисток – необходимо было сначала научиться прыжку в шаге через шаг. Светлане удалось создать отличное настроение на уроке благодаря умело подобранной музыке. Как только раздались первые аккорды песни победителя Евровидения этого года Александра Рыбака, улыбаться начали все – и жюри, и ученицы, и гости конкурса.

«Тема востока в творчестве русских композиторов» – так называлось конкурсное учебное занятие Екатерины Абдрашитовой, учителя музыки Ново-Горкинской средней школы Ивановской области. Сравнение русской и восточной музыки стало главной задачей учительницы, причем ребята в конце урока безошибочно называли главные особенности ритма и мелодии и той и другой. Четвероклассникам понравилось петь «Во поле березка стояла» на восточный манер. Впрочем, занятие все-таки закончилось песней, посвященной России…

Да здравствует эксперимент!

Сегодня нередко можно услышать сетования как от рядовых учителей, так и от тех, кто определяет образовательную политику – российское физико-математическое образование начинает сдавать свои позиции, все меньше ребят хотят учиться в технических вузах, физматфакультеты многих педвузов испытали нехватку абитуриентов в этом году. А вот учителя физики и математики, участвующие во Всероссийском конкурсе «Учитель года России-2009», порадовали, показав действительно высокий профессиональный уровень. Речь, разумеется, идет в первую очередь об учителе математики, физики и информатики из Орловской области Александре РЫЖИКОВЕ, попавшем в «пятнашку», физике Вадиме МУРАНОВЕ из Московской области и, конечно, об абсолютной победительнице Наталье НИКИФОРОВОЙ из Челябинской области. Каждый учитель по-своему интересен.

…Сильная сторона Вадима Муранова – в желании и умении заинтересовать и увлечь ребят. Об этом он, кстати, сам говорил на «методическом семинаре». Эксперимент на уроках физики, несомненно, именно то, что делает познание интересным.

На своем уроке Вадим с ходу создал научно-исследовательскую лабораторию. Сотрудники – восьмиклассники, руководитель – сам учитель. Задача стояла непростая – проверить, возможно ли превратить тепло во внутреннюю энергию и затем в работу. Оказалось, можно, если нагреть с помощью самодельной спиртовки воду в яйце, превратить ее в пар и тем самым заставить крутиться небольшой пропеллер. Эксперимент зарисовали, а затем написали на доске схему, обсудили, в чем разница между двумя этими способами фиксации результатов. Секрет успеха Муранова еще и в том, что он на деле реализуют педагогику сотрудничества – учитель делает открытия вместе со своими учениками. Кстати, Муранов серьезно работает над проблемой, как помочь раскрыться детскому таланту. Именно деятельностный, исследовательский подход помогает ему в этом. Между прочим, многие установки для экспериментов ребята делают своими руками. Разумеется, под руководством учителя.

Наверное, залог успеха абсолютной победительницы Натальи Никифоровой в том, что она сумела соединить «физику» и «лирику». В ее эмоциональности, поэтичности, наконец, просто человеческом обаянии. А разве это не важно для учителя? Ведь, согласитесь, мы сами в школе открывали для себя математику или литературу, физику или историю зачастую только потому, что нам нравился учитель. Метапредметная тема занятия Никифоровой называлась «Хаос и порядок», а сам урок был по геометрии. Для начала Наталья Сергеевна предложила ребятам разобрать утверждения, отделив истинные от ложных. Затем начали заполнять табличку. Свойства параллелограммов надо было перевернуть, поменяв в них порядок слов, и превратить свойства… в признаки. Детям занятие понравилось – они уверенно выходили к доске и весьма доказательно аргументировали свои решения.

Геометрия формирует у детей пространственное мышление, а значит, умение целостно воспринимать мир. Между прочим, именно метапредметный подход помог учителю убедить ребят, что хаос – это не всегда плохо.

– Я сегодня провела урок в кабинете литературы. Это нарушение порядка, – с такими словами обратилась Наталья Сергеевна к ребятам. – Но ведь наш урок от этого не стал хуже, лично я получила колоссальное удовольствие от общения с вами.

География – это интересно!

Не надо думать, что романтиками могут быть только словесники и математики. Географы, увлеченно рассказывающие о кругосветных путешествиях и открытиях новых земель, в большинстве своем лирики. Интересных уроков по географии было много. Так, Медина МАДАЕВА, географ из Чеченской Республики, рассказывая о гидросфере, прочитала ребятам замечательный отрывок из произведения Пришвина о большой воде, а затем сравнила большую воду с большой любовью. Учитель географии и экономики из города Ядрин Чувашской Республики Сергей ДАНИЛОВ посвятил десятиклассников в тайны геополитики. Не забыл Сергей Борисович и о воспитательном моменте:

– Я уверен, что Россия станет великой державой, – такими словами он завершил урок.

Кстати, не совсем понятно, почему он не попал в «пятнашку». Весьма интересным и креативным был урок и молодого учителя географии и экономики из Чигиринской средней школы Амурской области Андрея ШЕВЕЛЕВА.

Человеческий организм – тот же оркестр!

Медицинские вузы могут быть спокойны за своих будущих студентов – учителя химии, биологии и экологии показали в этом году весьма неплохой уровень. Трое из них – Елина КЛИМЕНКО, преподающая биологию в 24-й гимназии Калуги, биолог Наталья ЧЕРНОВА из поселка Жешарт Республики Коми и преподаватель химии и биологии из Новоалександровска Ставропольского края Ирина ФОМЕНКО – попали в «пятнашку». Примечательно, что большинство учителей этих дисциплин применяют на своих уроках технологию творческих мастерских, учат своих ребят проектной и исследовательской работе. Радует, что большинство химиков и биологов реализовали на своих уроках метапредметный подход. Так, Наталье Черновой удалось соединить на первый взгляд несоединимое – биологию и музыку. Рассказывая о нервной и гуморальной системах, Наталья Владимировна сравнила человеческий организм с оркестром и показала их глубинное сходство.

Вместо послесловия

Судить и оценивать всегда непросто, даже если есть четкие критерии, некоторой субъективности избежать почти что невозможно. Кому-то нравятся прагматики, у которых все взвешено и разложено по полочкам, а кто-то восхищается романтиками и импровизаторами. Учителя такие разные, как и писатели, – кто-то творит в жанре фэнтези или детектива, а кому-то по душе критический реализм. Впрочем, слово судьям…

Александр ГЛОЗМАН, учитель года России-1997, директор центра образования №293 г. Москвы, руководитель группы жюри №1 первого тура:

– В перечне конкурсных испытаний возросла доля заданий, основанных на педагогической импровизации. То есть тех заданий, к которым невозможно подготовиться заранее. Для успешного выполнения их требуется не только традиционный учительский опыт, но и умение аргументировать свою позицию, опыт профессионального общения в открытой дискуссии, наличие собственной позиции по широкому кругу вопросов.

Мало кому из участников удалось органично раскрыть метапредметную тему на конкретном предметном содержании урока. Очень часто метапредметную тему искусственно привязывали к рабочей теме урока, порой занятие делилось на две части. Причина таких результатов: у многих конкурсантов отсутствуют опыт аналитической деятельности, умение выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и т. д. Кроме этого, метапредметный подход требует «подняться» над своим предметом, посмотреть на него не как на «главный», а как на один из кирпичиков, которые органично входят в целостную картину мира. Задача конкурсантов была крайне сложной, вне поля традиционной деятельности учителя. Кто с ней справился, тот и победил!

Владимир КРУЖАЛОВ, московский историк, на занятии спокоен и выдержан

Урок дает Нина ЗАВАРЫКИНА, учитель русского языка и литературы из Владимирской области

Ирина ФОМЕНКО, химик из Ставропольского края, по конкурсу идет с улыбкой

Николай ЕВСТАФЬЕВ, учитель географии из Омской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте