search
main
0

Алгоритм Тихомирова. Переход к информационному сообществу как национальная идея

Абсолютным победителем конкурса «Лидер в образовании-2005» в номинации «Лидеры высшего профессионального образования» стал ректор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, доктор экономических наук, президент Евразийской ассоциации дистанционного образования Владимир ТИХОМИРОВ.

Накануне очного тура Владимир Павлович Тихомиров написал заявление о том, что отказывается от дальнейшего участия в конкурсе. Дескать, времени нет и дел полно. Хорошо перед тем, как отослать, показал бумагу коллегам, те возмутились и настояли, чтобы Тихомиров и дальше продолжил борьбу. Так и осталось невыясненным: то ли действительно у Владимира Павловича не было времени на конкурсы, то ли не нужна была ему еще одна победа в череде одержанных им на трудном жизненном пути, то ли уже заранее знал (не сомневался), что будет первым со своим проектом, который уже получал одобрение на самых престижных российских и международных форумах. Но, как бы там ни было, стал профессор Тихомиров абсолютным победителем в номинации, хотя соперники у него были очень сильные – Михаил Карпенко, ректор Современной гуманитарной академии, и Владимир Трухачев, ректор Ставропольского государственного аграрного университета. Разделяли соперников буквально доли балла.

После победы можно было бы сказать: опять первенство отдали москвичам. Вот только москвич ли Тихомиров? Конечно, живет и работает в Москве, ректор столичного вуза, но вот только корни Владимира Павловича самые что ни на есть региональные. Родился он за десять дней до начала Великой Отечественной войны в деревне Меньчиково Рыбинского района Ярославской области, так что, как проходило его детство и отрочество, можно себе представить, тут никакие рассказы не нужны. Ясно, что жил Володя с семьей трудно, бедно, испытав все тяготы военного времени. После школы поступил в Рыбинский полиграфический техникум, окончив его, не успокоился и поступил в институт. Вот только специальность сменил: днем занимался полиграфическими машинами, а вечером учился в Рыбинском авиатехнологическом институте на инженера-механика. Как говорит Владимир Павлович, уже тогда он обратил внимание на возможности электронно-вычислительных машин, и это была, как говорится, любовь на всю жизнь. Вот только того, что в конце концов займется подготовкой кадров в области ИКТ, Тихомиров даже не предполагал. Он упорно шел по производственной дороге. Сначала пятнадцать с небольшим лет отработал в должности начальника отдела автоматизированных систем управления, заместителем директора Волжского машиностроительного завода по экономике и автоматизированным системам управления, потом десять лет возглавлял научно-исследовательский институт по математическому обеспечению ЭВМ – был генеральным директором научно-производственного объединения «Центр Программ Систем» в бывшем Калинине, нынешней Твери. Вот в Твери-то Тихомиров и столкнулся с дефицитом высококвалифицированных кадров. В крупное объединение, которое он возглавлял, входили 5 НИИ и 3 завода, которые занимались созданием программного обеспечения автоматизированных систем управления промышленными предприятиями. Создавал объединение Тихомиров, по его словам, буквально с нуля и ему были нужны более 300 молодых специалистов в год. Но их никто не готовил, поэтому энергичный генеральный директор решил заняться этим лично. На факультете «Прикладная математика» в Тверском госуниверситете и на факультете «Основы автоматизированных систем управления» в Тверском политехническом институте он стал заведовать кафедрами «Алгоритмические языки и системное программирование» и «Механизированная обработка экономической информации». Специалистов вузы готовили вроде бы неплохих, но вот адаптировались они в реальных производственных условиях туго, поэтому чуть ли не сразу Тихомиров создал в НПО институт переподготовки и повышения квалификации, а к 1980 году уже был уверен, что эффективно обучать и переподготавливать молодых специалистов можно с помощью компьютерной техники. Во многом на эту уверенность повлияло изучение западных образовательных технологий, о которых в СССР даже не мечтали. Тихомиров тоже о них не мечтал, он твердо знал, что в недалеком будущем обязательно внедрит их в процесс подготовки специалистов. Исходил Владимир Павлович из той модели специалиста с дипломом о высшем образовании, который нужен был ему как работодателю. Он и модель руководителя предприятия уже видел по-иному, не случайно именно в «Центр Программ Систем» он совмещал производственную, организационную, педагогическую работу с научной – в 1981 году стал доктором наук, а будучи генеральным директором специального научно-производственного объединения «Алгоритм», затем – совместного советско-болгарско-финско-американского предприятия «Новые Информационные Технологии», сделал Московский государственный институт экономики, статистики, информатики своеобразной базой, на которой проходили «обкатку» разработки по программному обеспечению автоматизированных систем управления. Постепенно вуз стал для Тихомирова своим, и в 1992 году он был избран ректором МЭСИ. Но лауреату нескольких госпремий, ученому и производственнику институт показался немного тесным, и он стал раздвигать его стены с помощью широкого внедрения информационных технологий.

Для начала Владимир Павлович предложил проект оснащения вуза компьютерами. Конечно, денег ему никто не дал, но ректор добился того, что МЭСИ был включен в крупный международный проект и получил сразу 500 персональных компьютеров на общую сумму 15 миллионов долларов. Труднее, чем достать компьютеры, оказалось привлечь преподавателей и сотрудников к повышению компьютерной грамотности, сопротивление было сильным. На вопросы «Зачем?» и «Для чего?» Тихомирову приходилось отвечать часами. Но он проявил упорство, и теперь в МЭСИ практикой стало ежегодное обучение всех сотрудников по новым программам и сдача экзамена с получением соответствующего сертификата. Вуз (теперь университет) стал, пожалуй, первым в России высшим учебным заведением, где компьютерные технологии широко применялись в учебном процессе. Но Тихомирову этого было мало, он уже думал о том, как наладить дистанционное обучение, чтобы люди могли получать высшее образование у себя в регионе.

Вообще это только кажется, что создать дистанционную модель обучения и реализовать ее на практике – дело несложное. МЭСИ с Тихомировым шел по этой дороге, осваивая все возможные ухабы. Сначала установили контакты с сотней региональных вузов. Из сотни через десять лет остались в партнерах только двое, остальные копировали процесс обучения в московском вузе, но не вкладывали в развитие ни копейки, потому и не смогли по-настоящему наладить дистанционный процесс обучения. После этой неудачи МЭСИ решил создавать свою региональную сеть, и сегодня у него более десяти филиалов, более 60 собственных представительств, несколько десятков учрежденных им негосударственных вузов. И теперь это уже не МЭСИ вовсе, а целый консорциум «Открытое образование», члены которого совместно разрабатывают рабочие планы, стандарты, технологии, электронные учебные материалы, словом, все то учебно-методическое обеспечение, которое делает успешным дистанционное образование.

Меня всегда очень интересовало, зачем Тихомирову все это нужно – просто не проводила я параллели между его экономической практической и научной деятельностью и пристрастием к информационным технологиям. А дело-то оказалось как раз в том, что Владимир Павлович увязывает экономическое развитие страны с развитием информационных технологий. Ну, скажем, представляет себе как идеальную для будущего условную страну, в которой ВВП растет на 10% ежегодно, а производительность труда – на 3,5-4%, уровень безработицы не превышает 3%, основная часть работающих удовлетворены работой и думают, что не потеряют ее, больше половины населения использует интернет, четверть – работают дома, появляясь в офисе не более одного раза в неделю, все учатся на корпоративных курсах, самостоятельно или с помощью дистанционных технологий, а в школах компьютер приходится на пять учеников. Тихомиров верит, что такое «Общество Солнца» возможно создать в реальности, если осознать необходимость перехода к информационному обществу как национальную идею, если сконцентрировать на решении этой задачи значительные финансовые и интеллектуальные ресурсы.

Владимир Тихомиров считает, что высшая школа должна научить своих студентов превращать новые знания в инновации. Иными словами, студент должен выходить в мир со своим делом, со своим бизнесом, научившись коммерциализировать, капитализировать свои знания и уметь их продавать, владея механизмами обращения знаний в деньги, умея работать в компаниях и командах разных стран.

Единственно возможным способом, который поможет добиться таких результатов, профессор Тихомиров считает введение электронных технологий обучения и ведет речь уже о создании в России электронных университетов. Для мира это уже не новинка (их насчитывается более 100), и беда в том, что пока мы медлим, иностранные электронные университеты не без успеха предлагают свои услуги россиянам, а это значит, что очень скоро отечественное высшее образование может трансформироваться в нечто совсем другое по образу и подобию зарубежным. Тихомирова это беспокоит, наверное, поэтому он проявляет большую активность для получения международных сертификатов. Сегодня МЭСИ уже прошел сертификацию по международным стандартам ISO 9001-2000. В вузе создана крупная структура по созданию контента, работающая в восьми городах, – технологическая система по управлению контентом, репозитарием, коммутирующая и взаимодействующая с национальной инновационной системой, позволяющая доставлять знания студентам, преподавателям, всем желающим.

По мнению профессора Тихомирова, сегодня образование составляет основу инновационной системы любой достаточно развитой страны, придавая совершено новое место университетам. Именно в университетах разрабатывается контент, зарождаются знания. Страны, добившиеся быстрого и успешного развития, именно на таких центрах построили свою экономику. Мечта Владимира Павловича – сделать все, чтобы Россия вошла в число таких успешных стран.

Теперь я думаю, почему Тихомиров победил и почему он все же так радовался победе? Скорее всего потому, что в очередной раз сумел рассказать не только о своих управленческих успехах, но и о грандиозных планах, которые обязательно реализует. Говорят, нынче ректоры больше думают о личных проблемах, а вот у Тихомирова проблема государственного масштаба стала личной. Может быть, это принесло ему победу на конкурсе?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте