В июньском выпуске «Методической кухни» (№26 «УГ», 2008 г.) рубрику «Профильное обучение» украсил эксперимент двух учителей МХК – Сергея Маринченко из Ростовской области и Олега Егорова из Московской области. Они представили одну и ту же тему в разных подачах – для филологов и математиков. Продолжаем тему и публикуем материал словесника из Омской области, посвященный общим подходам к преподаванию литературы в классах негуманитарного профиля.
Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Одна из ключевых проблем профильной школы – изучение дисциплин, не относящихся к выбранному профилю. Например, литературы или истории в информационно-технологических или физико-математических классах и, наоборот, физики и математики в гуманитарных классах. Если использовать более точные формулировки, то речь идет о базовом (в отличие от профильного) уровне изучения того или иного предмета. В условиях неизбежного дефицита учебных часов, отведенных на непрофильные дисциплины, достаточно объемного обязательного минимума содержания для базового уровня и, мягко говоря, пониженного интереса учащихся к изучению непрофильных предметов перед учителем (имею в виду словесником) возникает серьезная проблема: как и чему учить физиков, математиков, информатиков? Как сделать уроки литературы и наиболее эффективными, и запоминающимися, и просто интересными? Как помочь учащимся понять, что русская классическая литература с ее мудростью и духовностью не далекое прошлое, без которого можно прожить, а самая актуальная современность, хранящая духовные ценности, которые являются связующим звеном между прошлым и настоящим и указывают дорогу в будущее? Как научить детей понимать и ценить литературу?
Любовь и ненависть, свобода и несвобода, личность и коллектив, индивидуализм и жертвенность, насилие и смирение, прошлое и настоящее – вечные вопросы литературы, они волновали писателей во все времена. Сейчас ответы на них будут несколько другими, потому что изменился мир, общество, люди, но суть останется та же, потому что истинные ценности остаются неизменными.
Чему я хочу научить своих учеников?
Я хочу, чтобы мои ученики были способны решать проблемы, умели общаться, чтобы каждый был яркой индивидуальностью, понимающей и адекватно оценивающей окружающий мир и себя в этом мире, чтобы они были способны делать выбор и брать на себя ответственность, любить, найти призвание. Иными словами, речь идет о ключевых компетентностях, формирование которых рассматривается в качестве приоритета как российской системой образования, так и образовательными системами развитых государств мира.
Итак, я знаю, какие передо мной дети, я знаю, чему хочу их научить, следующий шаг: понять, как достичь поставленных целей (образовательных, развивающих, воспитательных), какие методы и приемы обучения использовать.
Остановлюсь подробнее на классификации методов обучения по источнику знаний (Н.М.Верзилин, Е.Я.Голант, Е.И.Перовский), которую использую в своей работе. Существуют три источника знаний: слово, наглядность и практика. Соответственно выделяют словесные методы (источником знания является устное или печатное слово), наглядные (источником знания служат наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия) и практические (знания и умения формируются в процессе выполнения практических действий).
Словесные методы занимают центральное место в системе методов обучения. К ним относятся рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой. Заострю внимание на применении некоторых словесных методов обучения в своей работе. Один из них – лекция. Считаю, что актуальность использования лекции в преподавании непрофильных предметов в профильных классах возрастает в связи с дефицитом учебного времени и объемом изучаемого материала. От других словесных методов изложения материала лекция отличается более строгой структурой, обилием сообщаемой информации, логикой изложения материала. Кроме того, грамотная, выразительная монологическая речь учителя – хороший образец для учеников. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы лекция была скучной, в этом случае она превращается в пустую трату и без того драгоценного времени. Лекционный материал должен содержать какие-то «изюминки» (интересные, возможно, вызывающие неоднозначную оценку случаи из жизни писателей, из истории создания тех или иных произведений, интригующие отрывки из текстов, которые предстоит изучать). Подготовка хорошей лекции – процесс трудоемкий, требует от учителя серьезных знаний о предмете разговора, достаточно много времени для работы с дополнительной литературой, но достойной платой за это будет внимание и заинтересованность детей, а также прочитанные тексты произведений.
Первый шаг сделан: ученикам стало интересно, и они взялись за книгу. Теперь нужно организовать работу с текстом (один из важнейших словесных методов обучения) таким образом, чтобы этот интерес не утратить. Существует ряд приемов работы с печатными источниками:
конспектирование;
тезирование;
реферирование;
составление плана текста;
цитирование;
аннотирование;
рецензирование;
составление справки;
составление формально-логической модели;
составление тематического тезауруса;
составление матрицы идей;
пиктографическая запись.
Учитывая, что в непрофильных классах по большей части учатся дети с негуманитарным складом мышления, я часто использую умение ребят составлять алгоритмы, схемы, таблицы. Например, прошу их написать справку. Справка – это сведения о чем-либо, полученные в результате поисков. К уроку по теме «История создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо» задаю домашнее задание: составить временную справку о создании поэмы. На уроке справки, составленные учениками, анализируются, если необходимо, в них вносятся коррективы, дополнения. Пример справки, составленной Анастасией Я. (см. таблицу).
Составление формально-логической модели – распространенный прием работы с текстом. Он заключается в словесно-схематическом изображении прочитанного. Считаю, целесообразным использовать этот прием при изучении небольших по размеру произведений, в которых немного литературных персонажей и сюжетных линий, что позволяет уместить текст в наглядную логическую схему. На уроке, как правило, всех учеников опросить невозможно, кроме того, неизбежны повторы каких-либо мыслей, выводов, а хочется увидеть работу с текстом каждого ученика. Для этого в качестве примера на уроке делается анализ одного произведения, а далее каждому предлагается самостоятельно поработать с другим текстом (тексты не повторяются).
Схема логического анализа
1. Объект анализа (что анализируем?).
2. Предмет анализа (какую часть объекта анализа исследуем или на предмет чего анализируем?).
3. Цель (для чего делаем анализ?).
4. Критерии (что является основанием для анализа или с чем сравниваем?).
5. Процедура анализа (что делаем в процессе исследования?).
6. Результат анализа.
Например, на уроке «Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина» ученики по данной схеме делают анализ и составляют логическую схему сказки. По этой же схеме работаем с критическими статьями, когда изучаем высказывания разных критиков об одном произведении. Используем ее и на уроках, посвященных поэзии, сопоставляя с планом анализа лирического стихотворения.
Мы рассмотрели некоторые приемы работы с текстом, но нужно еще и развивать у школьников умение высказывать свое мнение по определенной проблеме, отстаивать свою позицию, считаться со взглядами других. Тут пригодится такой метод, как учебная дискуссия. В непрофильном классе достаточно сложно организовать учебную дискуссию на весь урок, поскольку дети все-таки не слишком «говорящие», но урок-беседа, переходящий в дискуссию, – это вполне по силам. Таким образом можно построить урок по теме «Раскольников и «сильные мира сего». Первая часть занятия проходит в форме беседы: ребята, отвечая на вопросы учителя, рассказывают, что они знают о Лужине и Свидригайлове. Затем ставится проблемный вопрос: в чем заключается смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым? Беседа переходит в дискуссию: учащиеся выдвигают свои версии и в итоге приходят к выводу, что, сталкивая этих героев, автор опровергает теорию Раскольникова, который сам не может принять мир людей, живущих по его теории. Это отличает его от «сильных мира сего», возвышает его над ними.
Однако следует отметить, что ни один из описанных выше словесных методов, будучи использован исключительно сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. Ни один метод обучения не является универсальным. Для повышения эффективности преподавания литературы в непрофильных классах в частности и учебного процесса в целом следует применять разнообразные методы обучения.
Ирина ВЕСЕЛОВАЦКАЯ, учитель русского языка и литературы марьяновской средней школы №1, Омская область
Комментарии