search
main
0

Алгоритм мира

Разрешить конфликт методом сотрудничества возможно

В школе между собой общаются сотни детей, десятки педагогов и тысячи родителей. Поэтому вполне естественно, что временами в таком коллективе возникают конфликтные ситуации. Дети учатся общаться друг с другом, подбирают наиболее эффективные стили общения, стремятся попробовать разные способы взаимодействия, учатся разрешать конфликты.

Большая часть конфликтов является локальными, кратковременными, именно они позволяют ребенку почувствовать свою позицию в социуме и допустимые пределы, за которые не следует переступать в общении. Но часть конфликтов затягивается и повторяется снова и снова. И когда ребенок сталкивается с такой ситуацией, он не всегда может самостоятельно с ней справиться. У ребенка нарастает напряжение, появляется чувство несправедливости, обиды. Постепенно растет количество вовлеченных в конфликтную ситуацию людей. В какой-то момент становится ясно, что в таких случаях действия профилактического характера, беседы с детьми и родителями становятся неэффективными.
И когда педагоги, специалисты начинают понимать, что имеют дело с затянувшимся конфликтом, тогда и принимается решение о проведении встречи между родителями с целью прекращения самого конфликта.

Сейчас существует несколько приемов разрешения конфликтных ситуаций. Например, сотрудничество, сглаживание, компромисс, принуждение, конфронтация. Существуют алгоритмы, позволяющие разрешить конфликты тем или иным методом. Медиация, к примеру, позволяет достичь сглаживания. Метод сотрудничества – решить ситуацию с помощью компромисса. Стороны вступают в переговоры с помощью посредника, который выполняет роль «наивного» слушателя и обеспечивает конструктивное ведение переговорного процесса.

Готовясь к встрече, важно сформировать у родителей понимание, что классный руководитель – равноценный участник беседы. Он приглашает родителей в школу для обсуждения конфликтной ситуации, проговаривая фразу: «Ситуация непростая, но школа может послужить площадкой для обсуждения. Более подробной информацией владеет педагог, проводящий нашу встречу».

Как показывает опыт, приглашение, озвученное в такой форме, не вызывает негативной реакции, отказавшихся вести диалог после таких слов, как правило, не бывает.

Далее рассчитывается время, необходимое для встречи. Если ее проводят только с родителями, она может занять от полутора до двух с половиной часов. Встреча, на которой присутствуют и обучающиеся, может длиться до трех с половиной часов. При этом присутствие учеников 1‑7‑х классов во время беседы категорически противопоказано.
Ученики 8‑11‑х классов могут присутствовать только в качестве слушателей или участников, отвечающих на вопросы ведущего.

Благодаря чему встреча, скорее всего, пройдет успешно? Для этого есть несколько условий. Например, это готовность родителей разобраться в ситуации, понять, что происходит у ребенка в классе. Также классный руководитель, психолог и другие специалисты должны признать, что предпринятые ранее действия, направленные на прекращение конфликтных случаев, были неэффективными. Темы конфликтных ситуаций должны касаться проблем взаимоотношения, агрессивных реакций, асоциальных форм поведения, а в конфликтных ситуациях необходимо, чтобы ясно наблюдались две противостоящие стороны.

Расскажу, как должна проходить такая встреча. После представления участников ведущий задает вопрос каждой паре родителей: «Что произошло?»

Одновременно с рассказом родителей ведущий на доске выписывает имена участников конфликта и последовательность их действий. Ведущему необходимо отслеживать выполнение определенных правил со стороны родителей. Так, родители должны описывать конкретные действия, должно быть ясно, что и когда произошло. Важно: родители должны говорить только о своем ребенке!

Ведущий выполняет роль «наивного» слушателя, уточняющего подробности и записывающего только совершенные участниками конфликта действия. Выслушав поочередно родителей, ведущий задает вопрос: «Каким вы видите разрешение данной ситуации?» и записывает высказывания родителей на доске.

На второй стадии встречи ведущий должен проговорить словами родителей высказанные пожелания и договоренности. Небольшой нюанс: на протяжении всей встречи ведущий максимально использует формулировки родителей, стараясь не добавлять свои выражения, высказывать свои мысли и свое видение ситуации.

Наконец, в конце беседы родители формулируют ответы на вопросы: «Какие действия я готов осуществить для прекращения подобных ситуаций? Когда это может произойти?»
Итогом встречи служит сформулированный на бумаге план реальных действий.

Завершающий этап процедуры длится от недели до месяца. Классный руководитель, педагоги и специалисты школы наблюдают за соблюдением договоренностей по итогам встречи и фиксируют, продолжаются ли конфликтные ситуации или прекратились.

Приведу два примера. Ситуация первая. Между мальчиками-шестиклассниками произошел конфликт. Два лидера не смогли найти общий язык еще с пятого класса. Как результат – множественные стычки и разделение класса на сочувствующих. Различные лекции, игры на командообразование, беседы воспитательного характера, беседы с родителями оказались не очень эффективными. В итоге было принято решение провести встречу методом сотрудничества. Встреча с родителями длилась полтора часа. Дети оставались под присмотром специалистов в другом кабинете, но знали о встрече родителей. Благодаря строгому соблюдению технологии всеми участниками беседы удалось не только прояснить ситуацию, но и договориться о действиях, которые готовы осуществить родители каждого ребенка. В результате принятых родителями решений и их реализации конфликтные ситуации между детьми прекратились полностью.

Ситуация вторая. В течение почти трех лет длился конфликт между ученицами одиннадцатого класса. Профилактические мероприятия не проводились, так как ситуация разворачивалась скрытно от взрослых участников конфликта. После острой ситуации конфликта, свидетелями которого были ученики класса, было принято решение о проведении беседы с родителями и девушками.

В ходе разговора обнаружились множественные мелкие конфликтные ситуации, о которых знали только по одному из родителей в каждой паре, но они замалчивали ситуацию. На протяжении нескольких лет девушки конфликтовали, обсуждали ситуации с одним из родителей и продолжали конфликтовать. Таким образом, в ситуацию были вовлечены одноклассники и по одному родителю из каждой пары. Позиция осведомленных родителей звучала следующим образом: «Главное, чтобы не узнал второй родитель и классный руководитель».

Было сложно, особенно учитывая, что и те и другие родители были не готовы идти на компромисс. По итогам беседы сложилось впечатление, что, кроме прояснения ситуации, ничего не произошло, но после двухнедельного тайм-аута, который взяли обе стороны, родителями были приняты решения, позволившие полностью прекратить конфликт.

Таким образом, метод прояснения ситуации состоит из трех этапов: подготовительного, встречи и завершения. Подготовительный этап – это сбор информации и создание безопасного пространства для встречи. Во время беседы ведущий с помощью родителей проясняет ответы на следующие вопросы: «Что произошло? Каким вы видите разрешение данной ситуации? Какие действия обе стороны готовы осуществить для прекращения подобных ситуаций? Когда это должно произойти?»

На завершающем этапе проводится мониторинг актуальной ситуации.

Этот метод является одним из самых востребованных, так как позволяет найти быстро и эффективно решения, удовлетворяющие обе стороны конфликта. Особая роль отводится посреднику. Не каждый специалист или педагог способен, не присоединяясь ни к одной стороне конфликта, отслеживать правильность выполнения процедуры, но в каждой школе обязательно есть люди, обладающие необходимыми навыками.

Максим ХАРИСОВ, педагог-психолог школы №1534 «Академическая»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте