search
main
0

“Алгебраист” “порядковцу” не враг, или Каждый ребенок имеет право на свою логику

Моя цель – эффективное интеллектуальное развитие учеников и формирование у них целостной информационной картины мира.

ля того чтобы сформировать какой-то феномен или процесс, надо знать его структуру. Я остановилась на структуре мышления, предложенной И.Я. Каплуновичем. Она представляет собой объединение пяти пересекающихся подструктур: топологической, проективной, порядковой, метрической и алгебраической.
Первая обеспечивает замкнутость, компактность, связность имеющихся представлений. Проективные подструктуры характеризуются свойством толерантности (сходства), которое позволяет человеку распознавать объекты и устанавливать сходство (соответствие) между моделью объекта (реальной или символической) и ее изображениями. Порядковые подструктуры позволяют вычленять в объектах такие отношения, как больше-меньше, ближе-дальше, часть-целое и др. С помощью метрических подструктур устанавливаются количественные величины и отношения. Наконец, с помощью алгебраических подструктур осуществляются не только прямые, но и обратные операции.
Пять подструктур существуют не изолированно. Они пересекаются друг с другом. И всегда среди них есть доминирующая. Именно она определяет характер и основное содержание умственных действий при решении той или иной задачи. И сформировать мышление – значит сформировать каждую из указанных пяти подструктур.
Разделить школьников на пять групп по доминирующей подструктуре мышления легко. Вот один из тестов. Ученики получают разноцветные карточки-сигналы и задание:

Какая информация, на ваш взгляд, закодирована данным значком?
(Выберите один из предложенных вариантов и поднимите карточку соответствующего цвета)

См. рис в газете…

Зеленая: 4 отрезка и 4 угла
Желтая: перекресток.
Синяя: пересекающиеся линии.
Красная: вертикальные углы.
Белая: фигура, имеющая центр и оси симметрии.

Синюю карточку скорее всего выберут “топологи” (ученики с доминирующей топологической подструктурой). Для них существенной окажется характеристика “пересекаются”.
Выбравшие желтую карточку – “проективисты”, они установили сходство между изображением и реальным объектом.
Красная привлечет внимание “порядковцев”, для которых важно классифицировать объекты по какому-либо признаку, в данном случае по форме.
Учащиеся, выбравшие зеленую карточку, скорее всего “метристы”. Они акцентируют внимание на пересчитывании объектов.
Ответ, соответствующий белой карточке, открывает “алгебраистам” широкое поле для дальнейших преобразований. Они фиксируют для себя операции (прямые) и их результат (обратные операции).
Выяснив индивидуальную структуру мышления школьника, я затем занимаюсь ее дальнейшим формированием и развитием. Если диагностика показывает, что у ребенка слабо развита метрическая подструктура, а доминирует порядковая, то я развиваю у него именно метрическую подструктуру.
Однако психологи доказали, если заставлять человека заниматься тем, что у него не получается, у него появляются негативная мотивация и отрицательные эмоции по отношению не только к конкретным операциям, но ко всему нелюбимому виду деятельности в целом. Например, ученик, который плохо считает, рискует потерять интерес к математике или даже ко всей учебе вообще.
Я пользуюсь формирующим методом, предложенным Л.С. Выготским. Он заключается в том, что для формирования слаборазвитого компонента системы человеку предлагают опираться не на него, а на сильно развитый.
Так, обнаружив низкий уровень развития у школьника метрической подструктуры (что проявляется, например, в нежелании и неумении выполнять действия в недесятичных системах счисления), я не предлагаю ребенку дополнительные задания на операции с числами в недесятичных системах. Опираясь на его доминирующую порядковую подструктуру, я даю ему задания алгоритмического характера на оперирование порядковыми отношениями (например, отношение больше-меньше при составлении разветвляющегося алгоритма). И он с удовольствием составляет блок-схемы. Но задания я подбираю так, что с определенного момента эти блок-схемы начинают требовать оперирования числами в недесятичных системах счисления. Сначала арифметических операций совсем мало, но постепенно их количество возрастает. Таким образом, у школьника развивается “западающая” метрическая подструктура, причем безболезненно.
Зная индивидуальную для каждого доминирующую подструктуру, я не “ломаю” и не переделываю ее, а пытаюсь развивать. Каждый ребенок имеет право на свой логически обоснованный вариант решения любой задачи. Например, требуется составить программу, которая находит и распечатывает сумму чисел, оканчивающихся на 3 из промежутка от 0 до 100 (не используя формулу n-ого члена арифметической прогрессии).
Ученики с доминирующей топологической подструктурой предлагают последовательно перебрать все числа из заданного промежутка, методично выделяя нужные (оканчивающиеся тройкой) и одновременно складывая их.

ПРОГРАММА:
10 CLS
20 FOR I = 1 TO 100
30 X = INT (X/10)
40 Y = I – X*10
50 IF X = 3 THEN S = S + I
60 NEXT I
70 PRINT S

“Проективисты” работают с десятками, сопоставляя с каждым десятком одно число, отвечающее условиям: число входит в этот десяток и оканчивается на 3. Думать над решением они начинают только после того, как построят наглядный образ.

1, 2, 3 … 10, 11, 12, 13 … 20 … 91, 92, 93 … 100

3 13 93

И решают задачу, активно используя этот образ.
ПРОГРАММА:
10 CLS
20 FOR I = 1 TO 100 STEP 10
30 X = I – 7
31 S = S + X
50 NEXT I
60 PRINT S

“Порядковцы” ищут закономерность, выстраивают иерархию, т. е. выясняют, насколько отличаются друг от друга числа, оканчивающиеся на 3. Их программа получается такой:

10 CLS
20 FOR I = 3 TO 100 STEP 10
30 S = S + I
40 NEXT I
50 PRINT S

“Метристам” показалось логичнее производить действия над конкретными числами (тем более что условие задачи позволяет это реализовать).

ПРОГРАММА:
10 CLS
20 S = 3 + 13 + 23 + 33 + 43 + 53 + 63 + 73 + 83 + 93
30 PRINT S

“Алгебраисты” стараются предусмотреть самые разнообразные варианты и решают задачу в общем виде для любого промежутка и любой последней цифры.
ПРОГРАММА:
10 PRINT “введите значения концов промежутка (а, b)”
20 INPUT “а =”, а
30 INPUT “b =”, b
40 INPUT “введите последнюю цифру числа, х = “, х
50 FOR I = а ТО b
60 IF I = I – 10* (INT (I/10) THEN S = S + I
70 NEXT I
80 PRINT “сумма чисел, оканчивающихся на”; х; “из промежутка (“; а; b; “), равна”; S

Очевидно, каждое из этих решений имеет право на существование, и отвергать ни одно из них нельзя.
Следующий важный момент моей педагогической системы – специальная работа по формированию у школьников обобщенных и индивидуальных способов деятельности при освоении информационных технологий.
Наблюдения показывают, что любая работа с использованием информационных технологий выполняется школьниками не по моим указкам и схемам, а по их собственному индивидуальному плану, в зависимости от доминирующей подструктуры мышления. То, что кажется естественным и удобным мне, нередко отвергается ребятами. Если же навязывать им мой способ действий, ребята с наиболее устойчивой доминирующей подструктурой будут испытывать трудности и неудобства.
Выход из этой ситуации я нашла в такой организации освоения информационных технологий, при которой основной упор делается на самостоятельную работу учащихся. Сначала мы все вместе формируем обобщенные способы действий по изучаемой технологии. Затем каждый ребенок вырабатывает свой индивидуальный способ действий.
Если присмотреться к действиям учеников по освоению, например, текстового редактора, то нетрудно заметить, что
– “тополог” набирает текст, форматируя его по ходу работы, причем его подробно и добросовестно повторяет предложенный образец;
– результат работы “проективиста” значительно отличается от образца, обычно то же самое содержание облекается в другую форму. Он не приступает к работе до тех пор, пока не построит реальный и идеальный индивидуальные планы своих действий. “Так удобнее!” – основной его тезис. Он всегда имеет свое видение задачи и решает ее по-своему;
– “порядковец” работает последовательно: сначала полностью набирает текст, затем производит форматирование, а потом уже вносит изменения и дополнения;
– для “метриста” особо значимым в такой работе оказывается точное воспроизведение размеров шрифтов, автофигур и т. д.;
– работа “алгебраиста” зачастую зависит от того, какая идея пришла ему в голову в данный момент, и на первый взгляд кажется беспорядочной. Ему постоянно не хватает времени на осуществление всех “комбинаций”. Но именно “алгебраисты” осваивают наибольшее количество тонкостей в работе с текстовым редактором.
Любовь НАЗАРОВА,
учитель информатики школы N 8

Старая Русса,
Новгородская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте