На сегодняшний день Альфа-банк входит в пятерку крупнейших финансовых структур России по величине активов и собственного капитала. Инвестиции в квалифицированные кадры составляют основу долгосрочного успеха этого лидера среди российских частных банков.
В 2001 году Альфа-банк стал лауреатом первой Национальной премии «За успехи в управлении персоналом». А каковы шансы у молодых людей получить здесь работу?
– Конечно, при подборе персонала мы обращаем внимание на диплом выпускника вуза, отметки. Хорошие экономические знания важны, – говорит Руслан Маратович Ильясов, директор по управлению персоналом Альфа-банка. – Это во-первых. А во-вторых, идеально, если у молодого человека имеется опыт работы по специальности. Сейчас студенты стараются начать работу как можно раньше, понимая, что это дает впоследствии большое преимущество. И наконец, мы учитываем личностные качества. Само собою такие, как честность, порядочность, добросовестность. А еще к этому добавьте стремление к успеху, желание расти, умение работать в команде.
В разговоре выясняется, что в Альфа-банке работают выпускники Высшей школы экономики, РЭА имени Плеханова, ГФА при Правительстве РФ, Академии управления, МГУ. Как правило, все выпускники этих вузов имеют хорошую экономическую базу, высокий уровень знаний. Но увы! Навыков и умений по работе в том или ином подразделении банка будущему классу «белых воротничков» явно не хватает. И это большая проблема. При том, что студенты, обучаясь в вузах, как обычно, проходят практику. Но вся беда в том, что за 1-2 месяца трудно освоить специфику работы по будущей специальности. Да и что получается? Приходит студент в банк. Какую работу ему поручат, зная, что он пробудет всего месяц-два. Ясно, что его направят туда, где есть потребность в выполнении работы, требующей малой квалификации, с которой ему легко справиться. Допустим, такой как подготовка документов для архива. Формально студент практику проходит. Все хорошо, преподаватели довольны, студенты тоже. А в результате выпускникам вузов при поступлении в банк приходится учиться и еще раз учиться, чтобы приобрести необходимые практические навыки. Можно ли как-то исправить это положение? С этим вопросом я снова обращаюсь к своему собеседнику Руслану Ильясову.
– На мой взгляд, – говорит он, – практика должна быть четко структурирована. То есть каждый студент должен иметь план, где, сколько времени он должен поработать и какие умения и навыки приобрести. Сегодня окончательное решение о том, прошел студент практику или нет, принимает вуз, где тот обучается. И если в вузе считают, что практика прошла успешно, то и хорошо. От нас особо ничего не требуется. Потому проблема связи теоретической базы и практических умений стоит очень остро. Как с нею справиться? За границей, к примеру, вузы, пытаясь привлечь студентов, дают ежегодные отчеты о своих выпускниках. Указывают, куда и на какие должности они трудоустроены, сколько зарабатывают… Это очень показательно. Вы согласны?
Трудно не согласиться. Ведь такие отчеты – это и реклама соответствующим вузам, и своего рода обратная связь, которой так сейчас не хватает. Кстати, сам Руслан Маратович – выпускник военного института. Его первая специальность – «переводчик-референт». А в издании – путеводителе по карьерной лестнице, выпущенном недавно Ассоциацией менеджеров России совместно с «Коммерсантом», есть его фамилия. В книге приводятся биографии ста российских менеджеров, успешных, заметных, сделавших лучшие профессиональные карьеры в бизнесе и власти начиная с 2000 года. Конечно, я не могла, не воспользоваться случаем и не спросить.
– Руслан Маратович, что нужно для успеха?
– Много учиться и много работать. В воздухе зависнуть нельзя. Если человек не идет вверх, он катится вниз. В прошлом году на своих внутренних краткосрочных курсах мы обучили 4,5 тысячи человек. Две трети всех учебных программ проводятся внутренними силами банка, и одна треть – с привлечением учебных и консалтинговых компаний. Это открытые программы, тренинги, языковые курсы.
Естественно, мы опять возвращаемся к теме, почему при том количестве вузов, колледжей, готовящих специалистов для банковской сферы, все-таки трудно находить нужных специалистов. На сегодняшний день в Альфа-банке около четырехсот вакантных мест. Требуются специалисты по потребительскому кредитованию – это новое перспективное направление. Население получило возможность покупать в кредит необходимые товары – различные электроприборы, мебель. Нужное и полезное дело. Однако менеджеров по продажам в этой сфере вузы пока не умеют готовить. А что говорить о специалистах по рискам? Это вообще новое веяние в банковском секторе. Получается, вузы не поспевают за быстро растущим и развивающимся коммерческим и частными банками. Как преодолеть этот разрыв? Пока это делает сам работодатель. Необходимые знания и навыки вновь набранные сотрудники получают в ходе обучения. Естественно, это затраты, и немалые. Но пока ничего другого не остается. Сейчас в Альфа-банке стартует новая программа. Она так и называется «Альфа-старт». Рассчитана на выпускников вузов, желающих стать впоследствии сотрудниками банка. Суть ее такова. Банк заключает с выпускником ученический договор сроком от шести до двенадцати месяцев. Согласно ему будущий банкир должен поработать в различных подразделениях, чтобы получить представление о деятельности банка и определиться самому в выборе специальности. После окончания программы из так называемых стажеров подбирают кадры для банка. Если из ста человек отберут пятьдесят – шестьдесят, то это хороший результат, считает Руслан Ильясов.
Комментарии